Елена Прокопенко
Палочки Кюизенера как игровой метод в современном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное развитие дошкольника лучше всего развивать в процессе игровой деятельности, в результате которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками.
Задача современного дошкольного образования — не просто накопление у детей знаний, но и развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль играют нестандартные средства. Одними из них являются счетные палочки Кюизенера, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Универсальный дидактический материал разработал бельгийский педагог Джордж Кюизенер (его фамилия и стала названием). Он представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Причем каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет. В комплект входят группы брусочков разного цвета и длины. Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10.
Публикация «Палочки Кюизенера как игровой метод в современном образовательном пространстве» размещена в разделах
Основная цель использования палочек Кюизенера : развитие мелкой моторики рук, познавательной деятельности, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.
Главное преимущество методики Кюизенера — возможность её применения при работе с ребятами разного возраста (как младшими, так и старшими школьниками). Для малышей это увлекательный игровой материал, который позднее поможет освоить математические законы без скучного заучивания. Он привлекает своей красочностью, многофункциональностью. Пособие Кюизенера даё т возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше» : к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части. Объёмность палочек и их различия по цвету и длине позволяют ребёнку освоить сенсорные эталоны (размер и цвет). Счётные палочки совершенствуют и измерительные умения. Наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета.
Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Например, можно взять какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине, посадить цветы (использовать палочки разного размера и цвета).
Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики, но и позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика, объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или разработать самостоятельно. Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости. Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
Чтобы игровая деятельность при помощи палочек Кюизенера была успешной, задания должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.
На начальном этапе работы детей нужно просто познакомить с набором. Палочки будут выполнять роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети начнут играть с ними, как с обычными кубиками или мозаикой. Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх (например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты). Малышам очень нравится играть с цветными палочками. Они привлекают своей яркостью. Вполне возможно, что в ходе подобных игр ребята сами сделают определё нные открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д. Важно постоянно предлагать малышам обследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.
Постепенно нужно вводить задания и упражнения (опять-таки игровые) со счётными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый предмет в наборе имеет своё постоянное число. Упражнения должны быть разноплановыми: направленными на совершенствование представлений о величине, закрепление понятия числа и др. Они могут носить и комплексный характер: решать сразу ряд задач.
Следующий этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности. Игровые упражнения предлагаются детям в продуманном порядке — от более простого к сложному. За счёт этого у ребят постепенно формируются всё более сложные навыки, стимулируется интерес к познанию новой информации.
Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной инструкции. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их проверяли. Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности необходимо продумывать различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самый настоящий колобок (игрушка, которому надо показать дорогу. Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить домик для цыпленка, лестницу для куклы, дорогу для машинки и т. д.). В старшем же дошкольном возрасте уже можно заинтересовать детей соревнованием (составление на скорость цифр и букв из палочек и т. п.). Игровые персонажи помогают создать у дошкольников мотивацию к любой деятельности.
Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками, вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.
Что касается форм работы с набором Кюизенера, то обычно ребята упражняются индивидуально. Можно объединять их в подгруппы по несколько человек.
Также палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка : злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей. После обсуждения сказки «Золотой петушок» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка», репка («Репка») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров. С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев с помощью схемы или смоделировать самостоятельно.
Для дошкольников младшего и среднего возраста в первом полугодии воспитатель проводит ознакомительные игры и занятия с палочками Кюизенера. После этого (второе полугодие младшей группы и средняя группа) дошкольникам предлагаются более сложные игры, которые имеют конкретный сюжет.
Для старших дошкольников игры объединены в один блок, поскольку некоторые воспитанники уходят в школу после окончания старшей группы. И хорошо, если к этому возрасту они будут обладать необходимыми навыками для дальнейшей учёбы.
Также палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка : злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей. После обсуждения сказки «Золотой петушок» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка», репка («Репка») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров. С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев с помощью схемы или смоделировать самостоятельно.
Для дошкольников младшего и среднего возраста в первом полугодии воспитатель проводит ознакомительные игры и занятия с палочками Кюизенера. После этого (второе полугодие младшей группы и средняя группа) дошкольникам предлагаются более сложные игры, которые имеют конкретный сюжет.
Для старших дошкольников игры объединены в один блок, поскольку некоторые воспитанники уходят в школу после окончания старшей группы. И хорошо, если к этому возрасту они будут обладать необходимыми навыками для дальнейшей учёбы.
Таким образом, можно сделать вывод, что игры с палочками Кюизенера положительно влияют на развитие самостоятельности дошкольника, воспитывают настойчивость и целеустремлённость.