Светлана Воробьева
Пальцы помогают говорить. Консультация для воспитателей.
▼ Скачать + Заказать документы
«Чрезвычайной прибавкой на уровне человека» - назвал известный физиолог И. П. Павлов способность человека к речи и отвлеченному мышлению. Именно благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения и познания окружающего мира. В общественной практике благодаря слову возникли общие понятия времени, пространства, причинности. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать Л. С. Выготский. Позднее этому вопросу посвятили много исследований такие психологи, как А. А. Люблинская, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин. они установили, что уже с начала второго года жизни слова начинают влиять на восприятие свойств предметов, развитие мышления и т. д.
Публикация «Пальцы помогают говорить, Консультация для воспитателей,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ученых давно волновал вопрос: почему маленькие дети по способам общения так близки к животным? Почему так медленно, на протяжении нескольких лет, формируется речь?
Ответ на этот вопрос только один: это зависит от особенностей строения мозга. И. П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде.
Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного ребенка вес мозга составляет 350-400 г. но уже к году его мозг утраивается, а к шестилетнему возрасту близок к мозгу взрослого человека. В речевых областях разделение коры на слои, и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту. Вместе с тем тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет. Если внимательно посмотреть на кору головного мозга, то сразу видно, что речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью и является собственно ее частью. Ученые обратили внимание на то, что около 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти руки видна на так называемом «человечке Пенфильда», на нем в образной форме показаны проекции всех частей тела в двигательной области. Именно величина проекции кисти и ее близость к речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев окажет влияние на развитие активной речи ребенка. Чтобы проверить это предположение Л. В. Фомина в лаборатории медицинских наук провела эксперимент: по 20 мин. ежедневно детям предлагали делать упражнения, тренирующие пальцы рук (нанизывание бус, вкладыши, застегивание пуговиц, шнуровка и т. д.). Дети из экспериментальной группы значительно быстрее усвоили звукоподражания. Затем Фомина обследовала более 500 детей из различных дошкольных учреждений и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости то степени развития тонких движений пальцев рук.
Таким образом, было доказано, что если развитие пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах возрастной нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы или даже выше.
Для того, чтобы определить уровень развития речи у детей 1-2 лет предлагали им показать последовательно 1 пальчик, 2 пальчика,3 пальчика (сделай как я). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, как правило, говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив «ватные» и не дают изолированных движений, то это не говорящие или плохо говорящие дети. Т. о. не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорящие о тесной связи функций руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и перестают действовать пальцы правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась незатронутой. Так же были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Оказалось, что все эти больные - левши и моторная речевая зона находится у них в правом полушарии.
Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является ли человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки.
Это доказано и при изучении строения мозга: у ребенка - правши на протяжение первых двух лет происходит усиленный рост речевой моторной области и в созревании клеток в ней в левом полушарии, а у правшей — в правом.
Свидетельством правильности этого утверждения является то, что переучивание левшей очень часто является причиной заикания у детей.
При помощи специальных электромагнитных приборов ученые (Хризман, Звонарева) доказали, что когда ребенок энергично производит ритмические движения пальцами, у него резко увеличивается согласованность в работе лобных и височных отделов головного мозга.
Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных движений развивать тот первичный язык, с помощью которого люди объединялись друг с другом.
Позднее жесты стали сочетаться с возгласами и выкриками. Прошли тысячелетия, пока развивалась словесная речь, но долгое время она оставалась связанной с жестикуляторной речью.
Движение пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. Так в возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета. Само захватывание предмета происходит теперь не всей ладонью, а пальцами.
На 6-м месяце движения захватывания становятся более точными и уверенными.
На 7-м месяце появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.
В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет.
Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше) начинается произнесение первых слов. на протяжение всего раннего детства четко проступает эта зависимость - мере совершенствования тонких пальцев рук идет развитие речевой функции.
Одним из средств воздействия на развитие речевой активности ребенка являются пальчиковые игры. Они не только помогают продвинуться в развитии речи, но и:
- улучшить произношение и обогатить лексику,
- подготовить руку к письму,
- предотвратить появление писчего спазма,
- развить внимание, терпение, умение сдерживаться, самоконтроль, освоить начала геометрии на плоскости и в пространстве,
- научить управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат»,
- предотвратить появление неврозов,
- ощутить радость взаимопонимания без слов.
Предлагаемые ниже комплексы пальчиковой гимнастики рассчитаны на детей 3-7 лет и могут быть использованы в качестве физкультминуток при проведении НОД или в свободное время.
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ №1 «АЙ, ДА МАЛЫШИ»
1. Про сороку
Сорока, сорока,
Сорока – белобока,
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала,
Гости на двор –
Кашу на стол.
Этому дала на тарелочке,
Этому – на блюдечке,
Этому – в чашечке,
Этому – в мисочке.
А этому не дала:
- Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе ничего нет! Педагог вместе с детьми «варит» кашку – указательным пальцем правой руки делают круговые движения по ладони левой руки. Правой рукой загибают поочередно пальцы левой руки, начиная с мизинца. В конце потешки большой палец не загибают и обращаются к нему с упреком.
2. «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш,
А зовут его крепыш. Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
2 Вариант: все пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки, начиная с больших пальцев (постукиваем палец о палец).
3. «Сидит белка…»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. педагог и дети при помощи левой руки поочередно загибают пальцы правой рук и, начиная с большого.
4. «Пальчик – мальчик»
Пальчик – мальчик,
Где ты был?
С этим братцем –
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел,
С этим братцем –
Песни пел! Рука в кулачке, большой палец вверх, Педагог говорит обращаясь к нему и прикасается кончиком большого пальца поочередно к кончикам других пальцев, начиная с указательного.
5. «Этот пальчик хочет спать…»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул!
Этот пальчик уж уснул,
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, Ура!
В детск4ий сад идти пора! Детям предлагается поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Обращается к большому пальцу.
Разгибаем все пальцы.
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАТСИКИ № 2 «ПАЛЬЦЫ – ШАЛУНЫ»
1. «Ну – ка, братцы за работу»
Ну – ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту.
Большаку – дрова рубить,
Печи все тебе топить.
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить.
А малышке – песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять. Педагог и дети обращаются к правой руке, собранной в кулак.
Разгибают большой палец и т. д.
2. «Четыре братца»
Идут четыре братца навстречу старшему:
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька – указака,
Мишка – середка, Гришка – сиротка,
Да крошка Тимошка. Все пальцы собрать в щепотку и поочередно соединять с большим все остальные пальцы.
3. «Кто приехал?
- Кто приехал?
- Мы, мы, мы!
- Мама, мама, это ты?
- Да, да, да!
- Папа, папа, это ты?
- Да, да, да!
- Братец, братец, это ты?
- Да, да, да!
- Ах, сестричка, это ты?
- Да, да, да!
Все мы вместе да, да, да! Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Большие пальцы прижаты друг к другу. Кончики больших пальцев прижаты, одновременно быстро хлопаем всеми другими пальцами (кончиками). Хлопаем кончиками больших пальцев. Хлопаем кончиками указательных пальцев. Хлопаем кончиками больших пальцев. Хлопаем кончиками средних пальцев. Хлопаем кончиками больших пальцев. Хлопаем кончиками безымянных пальцев. Хлопаем кончиками больших пальцев. Хлопаем мизинцами.
4. «Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот лишь глядел. Педагог держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе. Шевелим пальчиками и поочередно загибаем пальцы начиная с мизинца.
5. «На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок. Сгибаем пальцы в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальцы поочередно на обеих руках.
6. «Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали. Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальцев каждой руки.
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ № 3 «МИР ВОКРУГ НАС»
1.«Флажок»
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу. Четыре пальца вместе большой палец вниз, тыльная сторона ладони к себе.
2. «Лодка»
Лодочка плывет по речке:
По воде плывут колечки. Обе ладони поставлены на ребро в верхней части разведены, большие пальцы прижаты к ладоням. (Ладошки в форме ковшика).
3. «Пароход»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка. Ладони в форме ковшика, большие пальцы подняты вверх как труба.
4. «Стул»
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье. Ставим левую ладонь вертикально вверх к ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
5. «Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка. Левая рука в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка. Меняем руки на счет.
6. «Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем. Соединив кончик указательного и большого пальца левой руки, полученное колечко соединяем как звенья цепи с колечком из указательного и большого пальца правой руки. Затем поочередно соединяем большие пальцы обеих рук со всеми остальными
7. «Грабли»
Листья падают в саду,
Я граблями их сгребу. Ладони на себя, пальчики переплетены, выпрямлены и направлены на себя, большие пальцы вверх.
8. «Домик»
Дом стоит с трубой и с крышей,
На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба, кончики мизинцев касаются друг друга, образуя прямую линию (балкон).
9. «Шарик»
Надуваем дружно шарик,
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
Стал он тонкий и худой. Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них и разводим ладони, придавая форму шара. Воздух выходит и. п.
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ № 4 «ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
1. «Кошка»
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
2. «Мышка»
Серенький комок сидит
И бумажкою шуршит. Средний и безымянный пальцы прижаты к большому, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному.
3. «Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро на себя, большой палец вверх слегка согнут или прямой, указательный палец согнут и прижат к среднему, поднимаем и опускаем мизинец.
4. «Зайка»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Высоко наш зайка скачет,
Веселит своих зайчат. Пальцы в кулачок, выставляем вверх указательный и средний палец. Ими шевелим в стороны и вперед.
5. «Лошадка»
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво. Левая ладонь к себе большой палец вверх, правой ладонью прижаться к левой под прямым углом большой палец прижат рядом с большим пальцем левой руки, четыре пальца правой руки согнуты и прижаты к тыльной стороне левой (грива).
6. «Коза»
У козы торчат рога,
Береги свои бока. Большой, указательный и средний пальцы прижаты к ладони, мизинец и указательный вперед.
7. «Гусь»
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет. Предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.
8. «Курочка»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать. Соединить большой и безымянный палец, средний, безымянный и мизинец прижать друг к другу в форме гребешка.
9. «Птичка»
Вот летает птичка,
Птичка – невеличка. Большие пальцы плотно переплести друг с другом, прижав ребра ладоней друг к другу, ладошки развести в стороны и помахать ими как крыльями.
10. «Крокодил»
На реке, где гуще ил,
Притаился крокодил. Ладонь выставлена вперед параллельно полу, большой палец под ладонью, указательный и мизинец согнуты (глаза).
11. «Слон»
Всех умнее в цирке он,
Ну, конечно, это слон. Пальцы кроме среднего прижаты к ладони,
Шевелим средним пальцем и всей кистью.
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ № 5 «НАШИ ПОМОЩНИКИ»
1. «Помощники»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели. Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.
Кладем ладошки на стол.
2. «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчики быстрые,
Хотя не очень…. Чистые. На первую строчку по очереди загибаем пальцы на правой руке. На следующие четыре строчки ритмично сжимаем и разжимаем кулачки, на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. На последние строчки помахать кистями обеих рук.
3. «Мои пальчики»
Мои пальчики расскажут,
Что умеют все покажут.
Если будем мы считать
На одной руке их пять.
Все что хочешь делать могут
И всегда во всем помогут.
Вот на дудочке играют,
Вот в корзину мяч бросают.
Вот бельё они стирают,
Щеткой в кухне подметают.
Как устанут – отдыхают. На первые две строчки поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу, далее подражать движениям в соответствии с текстом.
4. «Солим капусту»
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту трем – трем,
Мы капусту жмем – жмем. Ладошки свободно на столе.
Движения прямыми ладонями вверх – вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
5. Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках.
6. «Пылесос»
- Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос?
- Жу – жу, жу – жу – я порядок навожу! На первую строчку – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в положении «ладони вперед», на вторую те же движения, но ладони обращены друг к другу. На третью – другие движения всеми пальцами (соприкосновения кончиками пальцев).
КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ № 6 «ПАЛЬЧИКИ ОТДЫХАЮТ»
1. «Мы рисовали»
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
2. «Мы писали, мы писали»
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики:
Прыг – скок, прыг – скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево – вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке. На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку пальчики скачут по столу, на четвертую – указательный и средний поднять, как ушки зайца, на следующие две строчки пальчики «скачут» по столу, затем легкие движения кистями рук вправо – влево, на девятую – погрозить пальцем.
3. «Пальчики уснули»
Пальчики уснули,
В кулачки свернулись.
Один, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять –
Веселятся все.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул, и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы с ним. На первые две строчки сжать пальцы обеих рук в кулачки. На третью строчку поочередно разгибать пальцы правой руки. На четвертую пошевелить ими, на пятую постучать одним кулачком по другому. На шестую седьмую разгибать поочередно пальцы левой руки. На восьмую – пошевелить пальцами обеих рук. На следующие строчки сгибать поочередно пальчики сначала на левой, а затем на правой руке.
4. «Руки вперед»
Руки вперед, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок. Выполнять движения согласно тексту.
5. «Кошка спит»
На моей ладошке
Спит маленькая кошка.
Я ее согрею,
Поглажу,
Пожалею. Большим пальцем гладим ладонь.
Указательным гладим ладонь,
Средним гладим ладонь.
Безымянным гладим ладонь.
Мизинцем гладим ладонь.
В консультации использованы материалы М. Н. Кольцовой «Пальцы помогают говорить» М; 2002 г