Юлия Кобелева
Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.
Для маленьких детей делали простую игрушку - «зайчик на пальчик». Его основу изготавливали из квадратного лоскутка, сворачивая жгутом по диагонали. Заготовку сгибали пополам, а затем обматывали ниткой, формируя кольцо, в которое просовывали пальчик ребенка. Затем обозначали мордочку зайца, а концы лоскутка оставались торчать задорными ушками. Игра с таким зайчиком помогала укреплять пальцы и руки малыша.
Публикация «Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:
- Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
- Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр;
- Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
- В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
- Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является пальчиковая театрализованная деятельность. Она выступает эффективным средством речевого развития детей. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
В педагогической практике современного детского сада применяется систематизированный план по внедрению разнообразных пальчиковых театров. В основу, которых положен принцип постоянного наращивания трудности в пальчиковых театральных играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же театральной игры, поэтапное внедрение игр. Четко обозначены направления работы в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать речевые способности детей, коммуникабельность, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Целью использования театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Пальчиковые театральные игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию активной речи ребенка, творческой деятельности, коммуникабельности. В ходе игры, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. А пальчиковый театр помогает им в этом. Ребенок, будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Театров бесчисленное множество. Вот несколько театров, которые можно сделать своими руками и вместе с детьми. К ним относятся: театр игрушек-топотунчиков, кукол из варежек, кукол из перчаток, плоскостные куклы, вязаные куклы.
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Театр способствует развитию мелкой моторики, так как в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковый театр развивает умение слушать, позволяет раскрыться ребенку. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям становится общительным. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свои мысли, продумывать свое поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь автор – сам ребенок: автор думающий, автор ответственный за своих персонажей, автор, имеющий свою позицию и точку зрения.