Анастасия Федорова
Сценарий «Пальчиковые игры с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи для педагога
• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
• показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
• познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
• развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Задачи для родителей:
Темочки:
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
• Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
• Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные занятия, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики.
По сути, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые благотворно влияют на детский организм: приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга.
Игры с пальчиками – это еще и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, трогает его ладошку, поглаживает, похлопывает или щекочет, ребё нок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений:
• создают благоприятный эмоциональный фон,
• формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком,
• развивают умение подражать взрослому,
• учат вслушиваться и понимать смысл речи,
• повышают речевую активность ребёнка;
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок :
• получает разнообразные сенсорные впечатления.
• учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять
• развивает память
• развивает воображение и фантазию.
• кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Коза рогатая
Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Кто кашу не ест, молока не пьет, - забодает.
Ладушки ладушки
Ладушки ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим,
И воробышкам дадим.
Воробушки сели,
Оладушки съели.
Шу-у-у! улетели!
Мышка
Идёт мышка, (перебираем пальчиками, как бы идём по ручке вверх)
Ищет домишко. (перебираем пальчиками по предплечью)
Нашёлся домочек, (добираемся до ушка)
Вот и звоночек. (трогаешь ушко)
Дарики-дарики
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши).
Летели комарики,
З-з-з! (пальцы сложить щепоткой)
Вились, вились, В НОСИК вцепились! (дотронуться до носа).
Потом про ручки, ножки и т. п.
Про кошку
Будем пальчики считать? (протянуть руку к ребенку)
Будем пальчики считать! (взять ладошку ребенка)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибать пальчики в кулак)
Вот кулак, (показать кулачок)
а вот ладошка, (разжимают кулачок)
На ладошку села кошка (Другой рукой изображают лапки кошки)
И крадется потихоньку, (идут пальчиками вверх по руке)
И крадется потихоньку, (до подмышки)
Будто мышка там живет! (пощекотать ребенка)
Моя семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья! (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)
Бабушка и дедушка
Здесь у бабушки очки
А тут ее шляпка
Любит руки она скрестить
На колени положить
Здесь у дедушки очки
А тут его шляпка
Руки любит он согнуть
А потом слегка вздремнуть.
Бабушка
Бабушка очки одела (руки делаем как бинокль и смотрим в них,
У стола на стульчик села (одна рука в кулачке а другая прямая ладошка,
Только в книжку заглянула (ладошки прямые складываем друг к другу и открываем их,
Потянулась (тянемся)
И уснула (ладошки под щечку)
Ладушки-ладошки
Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Наварили кашки, помешали ложкой.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Строили ладошки домик для матрешки.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Курочке пеструшке накрошили крошки.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Хлопали ладошки, танцевали ножки.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки!
Прилегли ладошки отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (движения в соответствии с текстом).
Капуста
Мы капусту рубим-рубим. (двигаем ладошками вверх-вниз)
Мы морковку трем-трем, (потираем один кулачок о другой)
Мы капусту солим-солим (собираем пальчики в щепотку).
Мы капусту жмем-жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
А потом ее жуем (жевательные движения)
Ой, пересолили (скорчить рожицу)
Сделаем другую капусту.
Замок
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Хозяев поджидал.
Замок
На двери висит замок (пальчики в замок)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочек повертели (повертели ручками в одну сторону)
Мы замочек покрутили (повертели ручками в другую сторону)
Мы замочком постучали (кулачок о кулачок)
И потом его открыли (разжали пальчики)
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы (загибают пальчики)
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)
Повстречались
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Рр-р!"
Два быка, Смотри, какие рога. "Му-у!" (На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).
Апельсин
Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежат (загибают пальцы)
Эта долька для стрижат,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка - кожура. (Разводят руки.)
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда. (имитируют бег пальцами по столу)
Собираем грибы
У медведя во бору (ребенок со стола собирает мелкие предметы в ладошку)
Грибы ягоды беру
А медведь не спит
На меня глядит. (на последние слова должен быстро убрать руки со стола, если не успел и медведь поймал за руку, то он забирает все грибочки).