Вера Блохина
Пальчиковые игры с детьми младшего дошкольного возраста в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры с детьми младшего дошкольного возраста в режиме дня.
Новотроицкий дет. сад, воспитатель 1 младшей группы :
Блохина В. А.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувствительный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Пальчиковые игры с детьми младшего дошкольного возраста в режиме дня» размещена в разделах
Отдельным направлением в сенсорном воспитании является развитие у детей мелкой моторики – движения кистей и пальцев рук. Упражнения пальчиковой гимнастики стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста.
Специалисты рекомендуют: проводить активные упражнения для пальцев рук с достаточной амплитудой, катать пальчиками деревянные шарики (бусы, пластилин) различного диаметра, конструировать из кубиков, собирать пирамидки, перебирать и перекладывать мелкие крупные предметы (карандаши, пуговки, спички, зерна.) Особо отмечается, что упражнения и игры подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Разучивать новую пальчиковую игру необходимо на специальных занятиях, отведя для этого время во второй половине дня, так как ознакомление с новой игрой занимает больше времени, требует сосредоточение, внимание от ребенка, индивидуального подхода к каждому малышу. Только когда игра в основном освоена детьми, ее целесообразно включать в физкультминутки, которые могут проводится на любом занятии, в режимные процессы. Оптимально удобное время в режиме дня для проведения пальчиковых игр – утро (во время утреннего приема, перед занятиями, перед прогулкой, перед обедом, после дневного сна, во второй половине дня).
На сегодняшний день придерживаются следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр :
1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполнятся в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
8. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.
9. При повторных проведениях игры дети не редко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
10. Выбрав 2 или 3 упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре возвращаться к ним по желанию малышей.
11. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого.
Для самых маленьких важно спокойно- ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей 3х-5-ти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых парах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Приемы для проведения пальчиковых игр :
1. Постукивание подушечками пальцев
2. Растирание
3. Поглаживание основания пальцев
4. Круговые движения по ладоням
5. Легкий массаж предплечья
Этапы разучивания игры :
Воспитатель сначала показывает игру малышу сам.
Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
Воспитатель и ребенок выполняют движения одновременно, проговаривая текст.
Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а воспитатель подсказывает и помогает.
Игра для детей-это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждает ребенка играть. Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научаться веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья побуждает чувство радости от общения с другими детьми, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.