Кленкова Альфия Равильевна
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
«Мелкая моторика – это согласованное движение пальцев рук, умение ребё нка пользоваться этим движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, лепить, рисовать и т. д.» - дает определение Светлова И. А.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Психоневрологам известно, что по движениям кистей и пальцев ребенка, можно определить уровень речевого развития ребенка. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика, тем ближе к норме речь ребенка.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в ней ребенок накапливает свой опыт. Ребенок черпает представления из своего игрового опыта, которое он связывает со словом. Сильнейшими стимулами для развития речи являются - игра и труд, в них ребенок проявляет самостоятельность в области языка. Важным средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе различные пальчиковые игры, не владеют методикой проведения занятий. Пальчиковые игры в основном используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время, как и в старшем дошкольном возрасте игры с пальчиками не теряют своего развивающего потенциала. В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры, сочетающие элементы театрализации и пальчиковые игры (пальчиковый театр).
Играя с пальчиками развивается мозг ребенка, стимулируется развитие речи, творческие способности, фантазия малыша. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Психика детей устроена так, если ребенку не интересно, то его нельзя заставить выполнять движения или какие-нибудь упражнения. А пальчиковая гимнастика с простыми движениями рук и пальцев, стихотворным сопровождением очень нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. От пальчиковых игр ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, на фольклорном материале. Фольклорный материал содержателен, увлекателен, грамотен по своему дидактическому наполнению. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Развивая моторику пальцев мы еще и подготавливаем почву для последующего формирования речи. Эта работа влияет не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Пальчиковые игры бывают нескольких видов. Рассмотрим их.
Пальчиковые игры – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения,
«Тише, мыши кот на крыше»
Тише, мыши, кот на крыше, (дети подносят указательный палец ко рту)
а котята ещё выше. (одну руку поднимают высоко)
Кот пошёл за молоком, (дети делают круговые движения руками)
а котята кувырком. (две руки крутят перед собой)
Кот пришёл без молока, (руки разводят в разные стороны)
а котята ха-ха-ха. (дети повторяют звукосочетание)
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда!
Разбегайтесь кто-куда!
«Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире»,
- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, воспитывают усидчивость, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Это игры с использованием : массажных мячей, карандашей, прищепок, мелких игрушек и т. д. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Каждый пальчик быть послушным научу.
а) пальчиковые игры с грецким орехом или карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)
• катать карандаш, грецкий орех между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш, грецкий орех подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш, грецкий орех между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
-рисование карандашом, раскрашивание
б) игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:
• выполнить узор после выкладывания его взрослым;
• по конечному результату (образцу);
• по уменьшенной схеме;
• по словесной инструкции;
• выкладывание букв и цифр из веточек для детей от 4 лет.
«Спички - невелички» Задача: поднять все спички со стола одноименными пальцами рук, главное, чтобы не упали.
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:
• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т. д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т. д.); игры «Выложи цветок», "Выложи животное" ;
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами;
• нанизывание колец на тесьму, стержень;
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;
• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.
•бумажные колпачки и крышки от бутылок. (можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)
• выкладывание из мозаики, круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.
• упражнения с поролоновыми губками (сжимание- разжимание, «Утята», «Бабочка», «Бантик», «Лягушка», «Резинка», «Колбаска», «Секрет» .
•чудесный мешочек,
•игры с бумагой способствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев : «Закопай игрушку в сугроб», «Огород», «Обрывание бумаги», «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; аппликация и оригами "Тюльпан", лепка из пластилина и глины.
-Игры с конструктором «Лего»
- Д/И «Угадай на ощупь», «Покажи фигуру», «Гладкий-шершавый»
Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. В одну такую игру, коллеги, мы сейчас с вами поиграем.
Группа игр с речевым сопровождением.
Три медведя шли домой
Папа был совсем большой, (руки поднимаем вверх)
Мама с ним по меньше ростом, (руки кладем на плечи, сгибая в локтях)
А сынок малютка просто, (дети приседают на корточки)
С погремушками играл (дети потряхивают кисти рук, имитируют движения погремушки, приговаривая дзынь-дзынь)
Дзынь-дзынь.
Ягоды собираю
С веток ягоды снимаю
и в лукошко собираю.
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
(щепотку поднести ко рту)
Я поем ещё чуть - чуть -
легче будет к дому путь!
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
(загибаем пальчики)
Снова буду собирать!
Этот пальчик хочет спать, (Поочередно загибать пальчики)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул
Тише, тише пальчик не шуми.
Остальных пальчиков не разбуди. (грозим указательным пальцем)
«Куклы на пальчике». Нарисовать на картоне верхнюю часть туловища героя без ножек, вырезать 2 отверстия для указательного и среднего пальца, пальцы дорисовать красками на водной основе (туфли, сапожки, копытца и т. д.)
«Пишем на ладошке» (можно на спине) Ребенок закрывает глаза и отгадывает цифру, букву, геометрическую фигуру, затем меняетесь.
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Следующий вид – это пальчиковые кинезиологические игры или по- другому их называют «гимнастика мозга»
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения, «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д. Упражнения с поролоновыми губками: «бантик», «лягушка», «бабочка».
Следующий вид - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги (воспитатели) используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.
Для этого используются приемы:
•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
•систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
•если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Несколько советов по проведению пальчиковых игр и упражнений. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, чтобы руки у детей были теплыми (предложите им похлопать, потереть ладошки, подышать на них). Читайте стихотворение или рассказывайте текст медленно, чтобы дети успели запомнить движения, по мере освоения движения — меняйте темп движения. Тексты можно не только декламировать, но и петь знакомую детям мелодию. Не торопитесь обновлять репертуар — в вашем активе должно быть 2–3 игры.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Полуторагодовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
Стоит уделять большое внимание пальчиковым играм в разных видах деятельности. На занятиях по развитию речи, например, «В гостях у сказки», использую пальчиковую игру «Колобок», тем самым формируя слуховое восприятие, память и мышление.
С помощью потешек и пальчиковой гимнастики обогащается словарный запас детей, развивается их воображение и речь.
На занятиях по рисованию можно использовать пальчиковые гимнастики : «Красивые цветы», «Наши ручки», они нужны для расслабления кисти руки.
Пальчиковые игры как методическое средство хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени.
Вывод:
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой режимный момент или занятие вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.
Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное время от занятий.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.