усманова юля
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики
▼ Скачать
В детском саду «Солнышко» я провожу дополнительную образовательную работу по пальчиковой игре «Пальчик, ручка, язычок». Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребенок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика руки, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Те же механизмы заложены в основе письма—наиболее сложного процесса, осваиваемого первоклассниками. Подготовить их к этому непростому делу—непосредственная задача родителей и педагогов.
Публикация «Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений.
Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию чувства ритма.
Пальчиковые и жестовые игры обладают способностью насраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять — в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но понемногу.
Игры с пальчиками тренируют кисти рук (появляются подвижность, гибкость, что облегчает приобретение детьми навыков рисования и письма.
Отечественные ученые (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др., которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Некоторые исследователи даже относят кисть руки к речевому аппарату. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству — ребенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых ребенок гладит руку взрослого, загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.
Важное значение пальчиковой игры заключается еще в том, что, будучи выразительно и красиво показанной воспитателями, она дает импульс к возникновению в ребенке живого образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобразной внутренней, душевной подвижности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.
С возрастом пальчиковые игры усложняются — можно разыгрывать целые сцены.
Игры с пальчиками — это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им еще большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов); можно вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т. п.
Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения.
В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению занятий.
Этапы разучивания игр:
• Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
• Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
• Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
• Ребенок выполняет движения и проигрывает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковой игры :
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладонями.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постоянно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.