Елена Бренер
Пальчиковые игры для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры для самых маленьких
У новорожденных ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.
Пальчиковые игры интересны и полезны для каждого малыша.
Публикация «Пальчиковые игры для самых маленьких» размещена в разделах
Для такой игры берут малыша на руки, сажают на колени, обнимают, придерживают, когда трогают его ладошку, берут его пальчики, поглаживают или щекочут, похлопывают или раскачивают, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребенка, вызывает у него улыбку и смех.
Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка шевелит ушками», как «паучок бежит», «собачка лает», «птичка летит», и с помощью взрослого сам выполняет разнообразные движения. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев – делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.
Очень важно для развития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются, как заклинание, чем-то магическим, утешают и успокаивают. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение, для детей с полутора-двух лет – выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко.
Хорошо принимаются начинающими игры со щекоткой, «Дарики – комарики» - игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь- кусь!». Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь- кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.
«Дарики – комарики»
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волосики вцепились!
В коленки вцепились!
– Закусали нас комарики.
Давайте их прогоним:
– Кыш -кыш-кыш!
Движения своей правой руки и левой руки ребенок воспринимает по-разному, так как они контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начинает легко выполнять нужные движения одной рукой, учите его выполнять в соответствии с текстом движения сразу двумя руками.
Пестование. Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите – это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: «Ах, ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту – в рукавчик. Ребенок должен знать, что его любят.
Умывая ребенка – произносите:
Водичка, водичка,
Умой мое личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Делая массаж или зарядку, приговариваете:
Потягунюшки, порастунюшки
Поперек толстунюшки, Поглаживаем от головы до пяточек
А в ножки – ходунюшки, Двигаем ножками.
А в ручки – хватунюшки, Сжимаем и разжимаем кулачки.
А в ушки – слышунюшки, Показываем ушки.
А в глазки – глядунюшки, Показываем глазки.
А носику – сопунюшки, Показываем носик.
А в ротик – говорок, Показываем ротик.
А в головку – разумок!
Если используете потешки, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят «здоровый ритм» и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку – свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.
Игры – потешки
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Потешка – жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Можно сказать, что потешка – это веселая народная школа для самых маленьких.
«Сорока – белобока»
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила. Указательным пальцем правой руки выполняем круговые движения по ладони левой руки.
Этому дала, По очереди загибаем мизинец,
Этому дала, Безымянный,
Этому дала, Средний,
Этому дала, Указательный,
Этому дала, Большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:
Этому не дала,
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе ничего нет! Большой палец не загибается.
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» – не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока – белобока кашу варила, деток кормила» стимулирует работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
Описывая работу «сороки – белобоки» каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного – желудка. Большой пальчик недостаточно просто сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику заболеваний.
Эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только вы уже сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатывается при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в «ладушки».
- Ладушки, ладушки! Выпрямляем пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки! Соединяем его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку!
- Что пили? Бражку!
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у, полетели! Хлопаем в ладоши
На головку сели!
Сели посидели,
Прочь улетели! Прикасается к своей голове.
Понятно, почему игра называется «ладушки»? Потому, что она налаживает работу детского организма.
«Три колодца»
Это, пожалуй, самая забытая из «лечебных игр». Тем не менее она – самая важная.
Игра строится на «легочном меридиане» - от большого пальца до подушечки.
Начинается с поглаживания большого пальца :
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, – нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему, профилактика простуды.
Теперь проверьте пальцы по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, – мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него – мы почти закончили «массаж легких» :
- Здесь вода горячая…
- А тут кипяток! – Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется – а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
А вот эта игра для ручек – снять напряжение и помочь в работе мышцам-разгибателям.
И батюшке – сажень,
И матушке – сажень,
И бабушке – сажень, Разводим ручки в стороны и сводим, перекрещивая на грудке.
А ншему (ей) мальчику (девочке) – долга, долга, долга, долга! Делаем ручками ребенка короткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.
Для разминки пальчиков используем стихи-потешки. В этих играх можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то взрослый помогает удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает взрослый, а совсем маленьким крошкам под эти потешки можно делать массаж пальчиков, легкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребенка.
Берем в правую руку левую руку ребенка и слегка сжимаем сустав, находящийся в основании мизинца, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируем аналогично суставы всех остальных пальцев. Повторяем упражнение несколько раз, меняя руки.
Это такие потешки про пальчики :
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот крепко-крепко спит.
Тише, тише, не шумите…
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
(русская народная)
В этих играх много положительных черт: развивается моторика руки – сгибаются и разгибаются пальчики; развивается память, речь.
Играя в игру «Вышли пальчики гулять» учим ребенка поочередно разгибать пальчики из кулачков, начиная с большого пальца.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
«На лужок»
Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. Сгибать пальцы на обеих руках поочередно.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
Приходи и ты, дружок!
Эти упражнения довольно примитивные, но именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют им массу удовольствий.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения без речевого сопровождения. Ребенку объясняют, взрослый все демонстрирует.
«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Каждому пальчику свой карманчик» – одень перчатку.
«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Музыканты» – движения рук, имитирующие игру на различных инструментах.
В упражнениях изображающих предметы, животных, птиц нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой, упражнения выполнялись легко, без труда, чтобы занятие приносило радость.
«Черепаха», «Мы растем», «Стирка», «Туки-тук», «Повстречались», «Цветок», «Труба», «Флажок», «Лодка», «Шарик», «Елка», «Замок», «Идет коза рогатая».
Аналогично проводим пальчиковые игры с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук в пересказе коротких рассказов.
«Два козленка», «Замок открываем», «Помощник», «Ягодки», «Рыбки», «Ладушки-ладошки», «Белка».
Системные и продуманные игры с детьми побуждают детей к творчеству. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.