Елена Савельева
Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС» 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида
П Р О Е К Т
«Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
2016-2017 уч. год
Подготовила: воспитатель
Савельева Е. В.
г. Гусиноозерск
2016г
П Р О Е К Т
«Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
Тема инновационного проекта : «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС“ 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи : с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта : создание и внедрение в образовательный процесс формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта : вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ №11 «Березка».
Тип проекта : долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта :
- администрация МБДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты МБДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «Юный краевед», педагогической гостиной «Развиваем речь играя», обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МБДОУ;
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МБДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;
- пополнить ресурсную базу ДОУ.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:
- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МБДОУ;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
Перспектива дальнейшего развития проекта : опыт деятельности МБДОУ №11 «Березка» по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
Срок реализация проекта : с сентября 2016 г. по май 2017 г.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2016 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2017 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2016 г.
Мероприятия Задачи
1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.
- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.
2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.
- установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия
3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. - формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта
4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т. д. - формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта
5. Совещание при заведующей с
членами творческой группы МБДОУ №11 «Березка» на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта».
- анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов
- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;
- организация творческой группы;
- определение руководителя клуба «Юный краевед»,
- определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Развиваем речь играя».
- разработка плана внедрения проекта.
- выработка единой системной и
последовательной работы по реализации проекта.
6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта. - издание Приказа заведующей о реализации проекта,
- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной
2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.
Мероприятия Содержание Срок
Сотрудничество с родителями по управлению проектом
Заседание Родительского комитета Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей.
Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.
Октябрь
Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об образовании». Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.
Ноябрь
Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ. Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе. В течение года
Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группу педагогов и родителей.
Промежуточное координирование деятельности участников проекта. Декабрь
Работа педагогической гостиной «Развиваем речь играя»
Координационное собрание для родителей 2-х младших, средних групп
Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной «Развиваем речь играя».
Октябрь
Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев»
Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.
Предоставление памяток для родителей по темам встреч. Ноябрь
Встреча на тему «Дыхательная гимнастика»,
«Артикуляционная гимнастика» с приглашением логопеда Центра «Доверие»
Январь
Встреча на тему «Дидактические игры для развития речи»
Март
Оформление газеты «Речевичек» Информатизация о ходе и результатах совместных встреч.
В течение года
Создание тематических памяток для родителей. Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.
В течение реализации проекта
День открытых дверей. Приглашение родителей на занятия по развитию речи.
Май
Работа родительского клуба «Юный краевед»
Координационное собрание для родителей средних, старшей и подготовительных групп.
Запись родителей в клуб «Юный краевед».
Октябрь
Конкурс «Герб и девиз клуба «Юный краевед»
Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности.
Ноябрь
Участие в экологических акциях совместно.
Экологическое воспитание дошкольников. В течение года
Встреча с сотрудником детской городской библиотеки с беседой «Книги о Селенгинском районе г Гусиноозерск».
Познавательное развитие дошкольников. Январь
Создание фотоколлажей, семейных стенгазет по итогам индивидуальных поездок и посещения интересных мест Гусиноозерска родителей с детьми.
Обмен педагогическим опытом с родителями.
По итогам мероприятий
Посещение мест воинской славы. Участие в автопробеге, посвященном Дню Победы.
Патриотическое воспитание дошкольников. Май
Проведение тематических занятий с участием родителей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе.
По плану воспитателей
Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных походов, поездок и др. Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДОУ.
В течение реализации проекта
Создание и регулярное обновление информационной рубрики «Семья и детский сад – мы вместе» на официальном сайте МБДОУ
В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи. Октябрь
В течение реализации проекта
Составление картотек
- «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,
- «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства В течение реализации проекта
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2017 г.
Мероприятия Содержание Срок
1. Совещание при заведующей с членами творческой группы.
2. Заседание Родительского комитета Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными
Апрель
Семинар для ДОУ муниципалитета Представление результатов реализации проекта.
Апрель
Общее родительское собрание. Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта.
Май
Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете. Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями.
Май
Создание папки по итогам реализации проекта.
Обобщение опыта работы. Май