Нина Пушнова
Консультация «Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
В сентябре 2006 года я проходила обучение на курсах повышения квалификации в Вологодском институте развития образования по программе «Истоки» (авторы профессор А. В. Камкин и профессор И. А. Кузьмин). Меня очень заинтересовала и вдохновила эта программа, так как она способствует возрождению многовековых традиций России, формирует у детей систему жизненно важных ценностей, развивает жизненное пространство ребёнка, семьи, школы. Впервые в дошкольном образовании взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками осуществляется на основе активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе, которые проводятся по определённым технологиям.
Публикация «Консультация „Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Я составила проект по теме «Ознакомление старших дошкольников с истоками русских традиций», главные цели которого:
Первоначальное знакомство с истоками русских традиций;
Дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками;
Создание условий для успешной адаптации ребёнка в школе.
Вместе с родителями приобрели для каждого ребёнка серию книг «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Мастера и рукодельницы» и «Семейные традиции», главная задача которых – приобщить взрослого и ребёнка к истокам русских традиций. Эта литература позволяет воспитателю, родителю и ребёнку вернуться к педагогической традиции России, базовым основанием которой всегда была любовь к людям.
Центральное место в каждой книге занимает сказка и её анализ. Сказка ценна тем, что она помещена в полном объёме, в первоначальном контексте, является копилкой мудрости. Мудрое человечество в сказках зашифровало важнейшие общечеловеческие знания (отношения между людьми, жизненные ценности, жизненные уроки, народные традиции). Русские народные сказки : «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Морозко» помогают детям постигать вечные истины, духовные ценности своего народа.
Кроме сказок, в книгах мы находим и лучшие литературные образцы произведений русских поэтов и писателей : рассказы К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце», «Как рубашка в поле выросла», притча «Старик и яблоня», сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Султане», сказы П. П. Бажова «Каменный цветок», «Живинка в деле».
Все произведения, предлагаемые для чтения и обсуждения, проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру и справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее.
Для более глубокого осмысления традиционных ценностей родного народа, в книгах помещены активные занятия для проведения в кругу семьи или в детском саду.
Разработала конспекты занятий по темам :
СКАЗОЧНОЕ СЛОВО. Чему учат сказки? Терпение. Согласие. Послушание. Уважение к старшим. Трудолюбие.
НАПУТСТВЕННОЕ СЛОВО. Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду. Родительское благословение.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. Опыт старших поколений. Добрый человек в доброте проживёт век.
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Защитники земли русской. Былинные богатыри. Верность и вера. Любовь. Милосердие. Смирение.
ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Мастера и рукодельницы. Золотые руки. Добрая молва. Старание и терпение рождают умение.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Семейные традиции. Связь поколений. Семейный праздник. Радушие и гостеприимство. Книга – праздник души.
Дети в активной форме знакомились с социокультурными традициями русского народа. Очерёдность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействии в ходе работы в паре и микрогруппе способствуют увеличению числа личностных контактов у детей и развитию мотивации к общению.
Как средство реализации данного проекта запланировала игровую деятельность.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие», «Школа», «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Библиотека», «В гостях у бабушки»;
Игры-драматизации «Путешествие по сказкам»;
Игры - конструирование «Мы – архитекторы», «Мастерские самоделкина»;
Подвижные игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;
Хороводные игры «Где был, Иванушка?», «Во поле берёза стояла»;
Русские народные игры «Горелки», «Золотые ворота», «Жмурки».
Работу по данной теме осуществляла в тесном контакте с родителями. Совместными усилиями сотрудников и родителей был оформлен музей «Русская изба», где экспонатами являются предметы быта наших предков (самовар, чугун, сито, ухват и т. д., изделия народно-прикладного искусства (городец, хохлома, дымка, кружева) Работая над темой «Мастера и рукодельницы» оформили выставку изделий, выполненных руками родителей.
Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых – рисунок «Традиции нашей семьи». После проведения занятия «Жизненный путь» родители рассказывали детям о своём жизненном пути, о выборе профессии.
С детства мы помним о прекрасных традициях гостеприимства и радушия, глубочайшего почитания родителей, послушания и заботы о старших, благодарения и милосердия, помощи сиротам.
К замечательным традициям наших предков относятся и традиции праздника. Любой семейный праздник не обходился без угощения от всей души, слов приветствия и поздравления, задушевной песни. В праздники преображается дом: становится шумным, весёлым и особенно нарядным. Душа согревается, наполняется радостью и любовью, уходят тревоги и переживания.
Результатами реализации данного проекта являются:
В группе создана доверительная обстановка, развиваются коммуникативные умения (умения слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию);
У детей зародился интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии;
Отмечен достаточно высокий уровень развития монологической речи;
У детей развивается историческая память, появился интерес к корням истории, уважение к предкам, чувство патриотизма, любви к Родине;
Созданы предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе.
Многообразны старинные русские традиции. Каждая несёт своё заповедное и заветное слово, каждая сближает людей, укрепляет связь поколений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Истоковедение том №5 Издательский дом «Истоки» 2005 г. ;
2. Серия книг для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И. А. Кузьмина:
«Сказочное слово»;
«Напутственное слово»;
«Светлый образ»;
«Мастера и рукодельницы»;
«Семейные традиции».