Лариса Вячеславовна Парфенова
Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
-закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях;
-подводить детей к пониманию аллегории басни, ее идеи;
-воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
-раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.
Оборудование: портрет И. Крылова.
Воспитатель: что означает слово «трудиться»? (Ответы детей). Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?
Дети: трудолюбивый, труженик.
Публикация «Ознакомление с жанром басни, Басня И, Крылова „Стрекоза и муравей“» размещена в разделах
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Воспитатель: вспомните, какими словами говорят о людях, умеющих все делать очень хорошо?
Дети: золотые руки, мастер своего дела, рукодельница.
Воспитатель: какие пословицы о труде вы знаете? Чему они учат? (Ответы детей). Вы знаете уже много сказок, в которых герои умели и любили трудиться, поэтому они добивались своего счастья. Назовите такие сказки.
Дети: «Хаврошечка», «Золушка», и др.
Воспитатель: сегодня на занятии я познакомлю вас с басней. Басня – это короткая поучительная история. Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. В них часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Послушайте басню «Стрекоза и муравей», догадайтесь, что в ней высмеивается.
Воспитатель читает басню. После чтения беседует с детьми.
-О ком говорится в басне?
-О чем Стрекоза просила Муравья?
-Что ответил Муравей?
-В басне рассказывается о Стрекозе и муравье. А о каком человеке можно было бы сказать, что он как Муравей из басни?
-А кого можно назвать Стрекозой?
-Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»?
Эту басню написал Иван Андреевич Крылов. (Демонстрирует портрет И. Крылова.) Он сочинил еще много других басен, с которыми вы познакомитесь позже. Послушайте еще раз басню «Стрекоза и Муравей». (Выразительно читает басню.) Что напоминает вам она – рассказ, стихотворение или сказку? (Ответы детей.) Объясните, почему вы так подумали? В басне много интересных слов и выражений, например: «зима катит в глаза». Что это значит? Как сказать по другому? (Ответы детей.) «Помертвело чисто поле». Что значит «помертвело»? Почему так говорят? Как сказать по другому? (Ответы детей.) «Злой тоской удручена». Как сказать об этом по другому? (Ответы детей.)
Воспитатель обращает внимание детей на атрибуты для инсценировки басни. Предлагает разыграть ее по ролям. Подчеркивает, что необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.
Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью. Подумайте, каким голосом говорила она, когда рассказывала о летних забавах. Каким голосом должен отвечать Стрекозе Муравей? (Ответы детей.)
Воспитатель проводит интонационное упражнение, предлагая детям интонационно точно и выразительно произнести реплики Стрекозы и Муравья.