Панасенко Ольга Николаевна
Ознакомление с технологией «Сторисек»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развиваетвоображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же мы все с вами знаем, что дети предпочитают книге просмотр телевизора, телефон и компьютерные игры. Проведя анкетирование с родителями, можно отметить, что очень мало родителей читают детям книги. Поэтому, я взяла Технологию Сторисек с привлечением родителей.
Сторисек - в переводе с английского языка означает «мешок историй». Сторисек - это большой полотняный мешок, внутри которого находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.
ИДЕЯ Сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиозаписи и др.)
По мнению Нейла Гриффитса, взрослые должны много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».
Основная цель Сторисека – получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения.
Задачи Сторисека:
-позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
-развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;
-формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;
- формирование чувства уверенности ребенка в себе
Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т. д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети - предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.
Формы работы со Сторисеком разнообразны, его можно провести:
- НОД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;
- кружковой работы,
- культурных практик;
- культурно-досуговой деятельности совместно с родителями, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, организация «больницы для книг», проведение недели детской книги, игровая деятельность и т. д.
Подготовку к Сторисеку можно разбить на несколько этапов:
I этап-подготовительный, который включает в себя:
1. Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»; согласно программе, по которой работает ДОУ;
2. Подготовка мешка для комплекта материалов;
3. Подбираются основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:
-игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т. д., являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев)
- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.
-Просмотр мультфильма/сказки по произведению.
-дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые навыки, расширяют словарный запас.
4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
II этап – Продвижение
На этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т. д.
IIIэтап – Основной (примерное содержание, которого выглядит так):
1. Работа с художественным произведением
-работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.
-организация беседы до, во время и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.
-При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
- проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
- поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения
-просмотр мультфильма
-слушание аудиозаписи
2. Работа с аудиокнигой
-организуйте коллективное прослушивание с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.
IV Завершающий этап
-передайте «сторисек» на дом.
- соберите письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»
-обогащение содержания игровой деятельности, продуктивной деятельность: (рисование, аппликация, лепка, речевой деятельности.
Я познакомлю вас с проведением технологии Сторисек по книге К. Чуковского «Федорино горе» для детей 2-младшей группы (четвертого года жизни). Участниками являлись – дети, родители и педагог.
Компоненты мешка:
- художественная книга,
- мягкие игрушки и атрибуты для игры по сюжету книги,
- аудиозапись сказки «Федорино горе»
- д/и “что лишнее?”-д/и “узнай посуду по силуэту”-упражнение “сосчитай посуду Федоры” -д/и “дорисуй узор”-“закончи картинку”
С детьми проводилось:
- интегрированное НОД “Вслед за посудой Федоры”
-эмоциональное чтение книги, заучивание наизусть отрывков
-Аппликация и лепка “Чайный сервиз”
-игровая ситуация “подготовим стол к празднику”
- инсценировки по произведению
- -нравственно-этические беседы и беседы о чистоте и гигиене.
- Подвижная игра «Посуда» (по принципу «У медведя во бору») Таракан сидит на стульчике, остальные дети – посуда. Дети направляются к таракану, говоря слова: «Мы – Федорина посуда, у Федоры было худо. Ой, смотрите, таракан, разбегайтесь по домам».
-декоративное рисование “Распиши посуду для Федоры”
Таким образом, произошло приобщение, повышение интереса детей и родителей к книге, активизация поисковой, творческой деятельности детей.
Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.
А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициат