Алина Коршунова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: старшая (5-6 лет)
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать любовь к птицам;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность в процессе выполнения задания;
• воспитывать желание доводить начатое дело до конца;
Развивающие:
• развивать активную речь
• упражнять в подборе прилагательных – антонимов;
• развивать умение сгибать бумагу в разных направлениях, точность движений
Обучающие:
• углублять представления о причинах отлета птиц;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• формировать представление о зимующих и перелетных птицах;
• обогащать словарь детей, за счёт названий птиц;
• продолжать учить отгадывать птиц по словесному описанию;
• закрепить знания детей о внешнем виде перелётных и зимующих птиц.
Ход деятельности:
Дети заняты самостоятельной деятельностью
Воспитатель эмоционально начинает привлекать внимание детей. Дети подходят к воспитателю
-Ребята, я сегодня, когда шла утром к вам, заметила, что птицы больше не поют.
-Ребята, а вы не знаете, почему они перестали петь?
А ещё я заметила, что птиц на улице сейчас почти нет, интересно, куда они улетели. Я предлагаю вам разобраться с этим вопросом и узнать, куда улетели птицы.
-Вы хотите узнать?
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья
-Дети, а как вы думаете, куда могли улететь птицы?
Ребята, а сейчас какое время года?
-Осень, конечно, а осенью птицы улетают в тёплые края.
А как называются птицы, которые улетают в другие края?
-Правильно, перелётными
-Кто же такие перелётные птицы?
-А каких ещё перелётных птиц вы знаете? (Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси)
-Ребята, а кто может сказать, почему птицы улетают?
-Птицы улетают не только из-за холода.
-А чем птицы питались летом?
Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.
-А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?
-Не стало еды для птиц. Насекомые попрячутся под кору деревьев, семена покроет толстый слой снега, вода замёрзнет, и рыбу не достать. Вот и улетают они на юг,
где тепло и сытно.
-Сначала улетели те, кто питался насекомыми.
-Это какие птицы?
-Ласточки, стрижи. (ставлю картинки).
-После ласточек и стрижей улетают те птицы,
которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
-И последними, улетают от нас утки и гуси.
-Они живут у нас, пока не замерзнут реки.
-Ребята, а как вы думаете, птицы улетают по одной?
- Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
- Журавли клином (ставлю картинку клином)
- Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
Воспитатель выслушивает ответы детей
-А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? Правильно зимующие птицы.
-Ребята, а я вам предлагаю вспомнить и показать перелётных и зимующих птиц, вы согласны?
-Сейчас я вам буду показывать картинки с изображением птиц, а вы будете называть птиц: перелётная она или зимующая.
-Так же я вам предлагаю разместить перелётных птиц на солнышко, а зимующих на снежинку.
-А как вы думаете почему перелётных на солнце?
-Почему зимующих на снежинку?
(гуси, утки, воробей, кукушка, цапля, ворона, голубь, синица, ворона, сорока).
-Ребята, птицы различаются по особенностям внешнего вида, я предлагаю вам охарактеризовать птиц.
- Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит, скворец какой? - Короткохвостый.
- Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.
- Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
- У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
-Это сорока у неё белые бока. Какая она? –Белобокая.
-Это снегирь у него красная грудка. Какой снегирь? –Красногрудый.
-Это аист у него длинные ноги, какой он? … длинноногий.
-Это соловей у него звонкий голос, он … звонкоголосый
-Это лебедь у него длинная шея, он …длинношеий.
А сейчас я предлагаю закончить предложение, я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению.
Аист большой, а соловей …. (маленький)
У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)
У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)
Аист белый, а грач … (черный)
-Какие мы молодцы, рассказали о разных птицах.
Воспитатель предлагает детям встать со стульев
-Ребята, а вы бы хотели превратиться в перелётных птиц и полетать? А петушок за нами понаблюдает.
Тогда по сигналу «Ветер, буря!» вы летите в тёплые края, они у нас будут на ковре, а когда я скажу «Солнышко выглянуло, потеплело» вы вылетаете полетать. Не забываем мы с вами птицы, покажите, как нужно махать крыльями.
Игра повторяется 2-3 раза.
Молодцы, птички превращаются в детей и присаживаются на стулья.
Ребята, посмотрите, у меня есть сюрприз, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, и я вам приготовила загадки про птиц, вам интересно узнать про каких птиц загадки?
-А чтобы отгадать загадки нужно быть очень внимательным и слушать.
-Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный. (Грач).
-Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины. (Ласточка).
-Нам в хозяйстве помогает,
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый. (Скворец).
-Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не колечит,
А только лечит. (Дятел)
-Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт «ку-ку», «ку-ку»? (кукушка)
-Раскачала ветку птичка –
Желтогрудая… (синичка)
-Во дворе я – королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-чёрных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
-Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут. (голубь)
Вот ребята, мы все загадки отгадали, какие вы молодцы!
Воспитатель предлагает детям сесть за столы
-Ребята, наши птички улетели в тёплые края, а что бы мы по ним не так сильно скучали, я предлагаю вам сделать птиц и украсить нашу группу. Ребята, я уже сделала туловище птицы, но не успела сделать крылья, а какая птица без крыльев.
Воспитатель показывает уже готовую птицу
-Посмотрите, какие красивые птицы будут украшать нашу группу.
-Что бы сделать такую птицу, нам нужно взять лист бумаги, положить его горизонтально перед собой и начать загибать, снизу-вверх, до линии при этом проглаживать линию сгиба, потом мы переворачиваем лист и загибаем снова вверх, и так пока не закончится лист бумаги, чтобы у нас получилась гармошка.
Воспитатель показывает, помогает
-После этого нам нужно просунуть готовую гармошку в отверстие, расправить крылья и наша птичка готова
- Ребята, посмотрите, какие красивые птицы теперь будут радовать нас, и украшать нашу группу.
-Ребята, а мы узнали почему мы больше не слышим пения птиц? Почему?
-Ребята, а я забыла, зачем птицы улетели в тёплые края?
-Потому что становится очень холодно и все насекомые прячутся в кору, щели, птицы их не могут достать, поэтому они улетают на юг, где тепло и много корма.
А какие же птицы остаются зимовать с нами?
У нас остаются зимовать те птицы, которые могут, есть хлебные крошки, зернышки, семена.
Ребята, у вас у всех получилось сделать птиц?
Что вам больше всего запомнилось на занятии?
Ребята, а как мы можем помочь зимующим птицам?
Ребята, сегодня на прогулке я вам предлагаю проследить за птицами, может мы с вами, увидим перелётных птиц или увидим, что они сейчас кушают. Вы согласны?
А потом вы друг другу расскажите, кого вы увидели.
Ребята, не забывайте выносить зимующим птичкам корм, ведь скоро пойдёт снег, и им будет трудно находить себе кушать.