Наталья Миронова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Камни в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
Педагог: Миронова Наталья Викторовна.
Образовательная область: ознакомление с окружающим миром.
Тема : «Простые и ценные камни в природе».
Цель: формировать у детей осознанно-правильного отношения к окружающим природным объектам.
Задачи:
• Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Камни в природе“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Называть свойства (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.)
• Формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.
• Дать детям первое представление о поделочных камнях. Показать изделия из драгоценных камней. Расширять словарный запас.
Интеграция: СКР, ПР, ФР, ХЭР.
Форма проведения: групповая.
Материалы к занятию:
- набор речных и морских камней
- кусочки гранита.
- сосуд с водой, салфетки (на каждого ребёнка).
- презентация «Простые и ценные камни в природе»
- аудиозаписи спокойная музыка, «шум волн», «звук ветра»,
Словарная работа: ювелир, грани, драгоценные.
Ход НОД.
1. организационный момент.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Стук в дверь.
Ребятам вручают письмо: «Вам письмо. Пожалуйста, возьмите».
Воспитатель: Ребята! Посмотрите действительно письмо, а как проверить нам ли оно? (О. д. по адресу).
Воспитатель: Кто знает адрес детского сада? (Забайкальский край, Хилокский район, с. Бада. ул. Советская №46. Воспитатель: правильно. Значит письмо нам. Читает.
«Здравствуйте ребята. Я посылаю вам посылку. Она прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана красной лентой. Посылка уже находится у вас в группе. Вам надо ее найти. До встречи в моем царстве!
Хозяйка Медной горы».
Воспитатель: Ребята надо найти посылку, вы запомнили, какой она формы?
О. д. Прямоугольная формы, зеленая, перевязана красной лентой.
Воспитатель: Ну тогда пошли искать (дети ищут посылку, находят).
Ребята, это наша посылка. Но здесь под ленточкой еще записка. Давайте ее прочтем.
«Открыть коробку вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли у дороги ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
О. д. Камень
Воспитатель: Правильно ли мы отгадали, ребята, давайте посмотрим. (открываем посылку, там камни).
Смотрите ребята, в посылке камни, значит мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте о камнях побеседуем и проведем с ними опыты.
Ребята садятся за столы. На каждом по одному подносу на двоих детей. (камни морские, речные, гранит, кусочек дерева, сосуд с водой, салфетки.
Воспитатель: Камни - это обломки гор. (Слай)
Их можно встретить на земле, под землей, в морях, реках.
Воспитатель: Посмотрите перед вами две горки камней : в одной речные, в другой морские. Как вы думаете, где какие? (Слайд)
О. д: Круглые, гладкие морские, острые шероховатые речные.
Воспитатель:
А почему они такие, послушайте.
Различная форма морских камней и речных определяется прежде всего по характеру воздействия воды на них. Округлая форма морских камней объяснятся тем, что они постоянно перемещаются в зоне прибоя волнами, трутся друг о друга и шлифуются до гладкой и округлой формы. В реке прибойной волны нет и камни обтачиваются потоком воды и имеют неправильную форму с острыми кромками.
Ребята давайте проведем опыты.
Опыт№1.
Воспитатель: Возьмите по одному камушку из каждой горки. Что вы можете сказать о них? (Слайд)
Ребята: Они холодные, шероховатые, гладкие, тяжелые, острые.
Воспитатель: Давайте попробуем зажать камни в руке. Какие они?
Ребята: Тяжелые, шероховатые, острые.
Опыт№2.
Воспитатель:
Давайте приложим к щеке камешки. Что можно о них сказать?
Ребята: Они холодные.
Воспитатель: А камни тяжелые или легкие?
Ребята: Тяжелые.
Воспитатель: А давайте проверим. Но с начало давайте сделаем зарядку.
Физминутка:
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – туда, два – сюда, - выполнять соответствующие движения,
Повернись вокруг себя, проговаривая текст хором.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
Опыт№3, 4; (Слайд)
Ребята, мы сейчас с вами проведем сразу 2 опыта.
На банке с водой ставим маркером метку, опускаем несколько камушков. И что мы видим? О. д: Они тонут, и вода в банке поднялась выше нашей метки.
Воспитатель: Ребята, почему утонули камешки? И поднялась вода?
О. д: Потому что камни тяжелые и у них есть объем.
Опыт№5.
Воспитатель: А теперь ребята, поставьте за банку картинку и скажите вы видите ее через камни?
О. д. : нет.
Воспитатель: Подумайте ребята, почему мы не видим через камни картинку?
О. д. : Потому что камни не прозрачные.
Воспитатель: А теперь, достаньте один камень, положите его на салфетку и скажите камень мокрый, меняет цвет или нет?
О. д. : да меняет. Мокрый он становиться темным.
Воспитатель: молодцы. А теперь давайте проверим камень на прочность.
Опыт№6. (Слайд)
Давайте возьмем, деревянные плашки, гвоздь, и деревянные молотки, и попробуем вбить в них гвоздь.
Забиваем гвоздь в дерево, он легко заходит туда. А теперь берем и пытаемся забить гвоздь в камень. Гвоздь не идет в него.
Ребята: да гвоздь не забился в камень.
Воспитатель: Подумайте, ребята, почему гвоздь не забился в камень?
Ребята: Камень твердый.
Воспитатель :Скажите а когда вы сжали камень в руке, он форму свою поменял?
Ребята: нет.
Воспитатель: Умницы ребята, справились с этим заданием. А теперь скажите мне камни твердые или мягкие.
Ребята: Твердые.
Воспитатель: Итак, мы теперь можем сказать, что камень очень прочный природный материал?
Ребята: да.
Воспитатель: Давайте вспомним и перечислим свойства камней. (Слайд)
Ребята: Камни тяжелые, прочные, шероховатые, гладкие, непрозрачные.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Игра «Верно-неверно».
А теперь поиграем в игру «Верно - неверно». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неверно! Камень нельзя смять, он твердый. Я буду играть роль стрелки - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:
-Камень тонет в воде.
-Камень прозрачный как стекло.
-Гвоздь нельзя забить в камень.
-Камень лёгкий, как вата.
-Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .
-Камень легко разбить, как стекло.
-Камень можно растянуть, как резину.
-Из камня можно лепить, как из пластилина.
-Камень плавает в воде, как дерево.
-Камень можно порвать, как бумагу.
Молодцы! Очень хорошо, вы запомнили свойства камней. А сейчас давайте мы представим, что мы все маленькие камешки. А что будет, если камешки все вместе сложить? (предлагает детям подойти друг к другу поплотнее)
Психогимнастика «Гора и камешки» (слайд)
Цель: Дать представление о том, что вода и ветер могут разрушить горы, развивать воображение.
Ход игры:
Дети - камешки стоят вместе тесно прислонившись друг к другу,- это гора.
Звучит музыка.
Воспитатель: «Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил маленькие камни и песчинки. Вот катился с горы один камешек (один ребенок отходит от остальных) потом другой, третий. Гора становится все меньше и меньше. Так гора распалась на камешки и исчезла».
Ребята, если вы будете играть дружно, вместе – вы будете сильными как гора
Воспитатель: Хозяйка всех земных недр очень богата. Если бы не её
камни, люди так и не смогли бы построить прочные дворцы, крепости, мосты» (показ слайдов с изображением каменных построек) (слайды)
Воспитатель: Крепости и башни стояли много лет и по-прежнему прочны. Камни окружают нас повсюду. В горах, среди простых камней оказывается есть камни драгоценные. Их добывают и обрабатывают. А как вы думаете, кто их обрабатывает? А обрабатывают, их ребята, ювелиры. И они превращают их в украшения. Ребята, какие еще бывают камни? (Слайд)
О. д: Драгоценные.
Воспитатель: Кто их обрабатывает? (Слайд)
О. д. : Люди, ювелиры.
Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение о драгоценных камнях.
Красота и блеск кристаллов
Всем и каждому понятны.
Беглый взгляд они чаруют,
Формы их уму занятны
Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность.
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.
Воспитатель: Посмотрите сколько украшений лежит на моем столе (Дети рассматривают изделия из драгоценных камней.)
Воспитатель: Из драгоценных камней ювелиры делают бусы, браслеты, кулоны. (Слайд). Ювелиры умеют правильно обработать камень, так чтобы они засверкали разными цветами.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам в царстве камней у Хозяйки Медной горы? Посмотрите, сколько нового мы узнали о камнях, сколько провели мы с вами опытов. А какие опыты вам больше всего запомнились?
О. д. Когда мы определяли тяжелые камни или нет.
А мне понравился опыт, где мы определяли, что камни прочные. И т. д.
Воспитатель: А теперь ребята давайте уберём свои рабочие места. Ой, ребята, посмотрите, а на дне посылки лежит еще одна записка. Хозяйка медной горы, что то, еще нам написала. Читаем «Ребята, я хочу, чтобы вы прочли сказку И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки».
Хозяйка Медной горы.»
Воспитатель: Мне тоже ребята очень понравилось в царстве камней Хозяйки Медной горы. И очень хочется прочитать эту сказку. А вам ребята?
О. д. : да.
Воспитатель: Тогда после прогулки я вас с ней познакомлю. А сейчас большое спасибо вам за занятие. Вы у меня большие молодцы.