Чуркина Анна
Ознакомление с народными и светскими традициями в проведении народных календарных праздников для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С момента своего возникновения Санкт-Петербург формировался и развивался как полиэтнический и поликультурный город, привлекая огромное количество трудовых мигрантов. Помимо переселенцев из центральной части России, в Петербурге проживали выходцы с западных и восточных окраин Российской империи, из европейских стран. Этнокультурное многообразие на протяжении столетий сделало Петербург уникальным городом, отразившись в том числе, в его архитектурном облике, повлияло на специфику повседневной жизни и быта горожан в XVIII - начале XX века. В настоящее время, помимо внутренних мигрантов, идет огромный поток мигрантов из стран ближнего зарубежья, что, безусловно, открывает новые перспективы. В то же время многие из них не знают ни традиционных календарных праздников русского народа, ни, тем более, истории и культурных традиций Санкт-Петербурга. Поэтому, мы считаем необходимым не только знакомить воспитанников детского сада и их семьи с обобщенными традициями проведения календарных праздников русского народа. Наша цель - показать, как эти традиции трансформировались в петербургской городской среде, какие новые традиции возникли и существуют в настоящее время в Петербурге, приобщить к этим традициям и вызвать интерес к их дальнейшему изучению. Наша методическая разработка охватывает временной период от Рождества до Пасхи, поскольку это главные праздники русского народного календаря.
Знакомство с праздником Рождества в детском саду начинается с познавательных бесед в группах, представления традиции установки рождественского вертепа. Родителям также даются рекомендации по проведению домашних бесед с детьми и просмотру мультипликационного фильма о Рождестве (телеканала «Союз»).
Наглядно показать, как в старину проходили рождественские и новогодние гулянья в Санкт-Петербурге, помогают картины художников Е. М. Корнева «Катание на коньках по Неве» 1812 г. ; И. И. Шарлеманя «Ледяная ярмарка на Неве, Санкт-Петербург» 1860 г. и др. Проводятся беседы по этим картинам. Показ презентации о современных новогодних и рождественских гуляньях и развлечениях дает возможность сделать сравнительный анализ и показать преемственность традиции. В работе по созданию данной презентации мы опираемся на семейные презентации на тему «Как наша семья провела Новогодние каникулы».
В качестве музыкального сопровождения презентаций детям предлагается для прослушивания музыка композитора Н. П. Будашкина к фильму-сказке «Морозко» (реж. Александр Роу, 1964 год) и музыка Т. Н. Хренникова к фильму-сказке «Руслан и Людмила» (реж. А. Птушко, которая создает атмосферу сказочного волшебства.
На основе ежегодного проведения «обряда колядования» сложилась культурная практика. Она включает несколько этапов. На первом этапе - осуществляется знакомство, на основе презентации, с традицией колядования.
На втором этапе происходит разучивание колядок, разучивание и проигрывание тематических игр. Третий этап - это театрализация «обряда колядования» в музыкальном зале. Для постановки используются два домика. Детский коллектив делится на две подгруппы. Одна подгруппа играет роли «хозяев» и находится в домике, вторая - «колядовщиков». После исполнения колядок хозяева одаривают колядовщиков. Затем, после общего хоровода вокруг ёлки, роли подгрупп меняются и обряд проводится у второго домика. Этот алгоритм проведения «обряда калядования» был успешно перенесен с одной площадки детского сада на другу. Поскольку используется сложный певческий фольклорный материал, то колядки исполняют взрослые, дети им подпевают. В предварительной работе можно использовать профессиональное исполнение колядок, взятых из ресурсов интернета.
Четвертый этап культурной практики включает самостоятельную деятельность детей в группе по изготовлению масок, свободные игры, исполнение колядок в хороводе вокруг ёлки.
Расширяя представления о рождественских традициях, мы рассказываем о развлечениях, принятых в прошлом в царской семье и придворном окружении: это балы, маскарады и посещение театров. Рассматриваем картины Д. Н. Кардовского «Бал в Петербургском Дворянском собрании»; М. А. Зичи «Вид на царскую ложу Большого театра». И снова, чтобы подчеркнуть преемственность традиции беседуем о том, какие элементы бала, маскарада присутствуют на новогодних утренниках в детском саду.
На протяжении десяти лет мы проводим досуг, посвященный сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана и балету Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».
Написанный по заказу специально для рождественских спектаклей в Мариинском театре в 1892 году, балет стал неотъемлемой частью Рождественских и Новогодних праздников Петербурга конца XIX – начала XXI века.
Работа по чтению и обсуждению сказки проводится в группах, а также на основе рекомендаций, дома с родителями. Для домашнего просмотра рекомендован также просмотр мультипликационного фильма «Щелкунчик» на музыку из произведений П. И. Чайковского (Союзмультфильм 1973 год).
На досуговом занятии дети знакомятся с историей создания балета «Щелкунчик», слушают музыкальные отрывки и просматривают отрывки из балета. Проводится беседа о том, что популярность и самой сказки, и театральной постановки повлияла на украшение новогодних витрин Петербурга, в которых можно увидеть главных героев - Щелкунчика и Марию. В частности, в витринах Санкт-Петербургского Дома книги, где можно познакомиться с разными изданиями сказки Гофмана.
Также, мы знакомим детей с уникальным местом в нашем городе, которое можно назвать «Волшебной страной» из сказки Э. Т. Гофмана. Это один из старейших и самый знаменитых магазинов нашего города – Елисеевский. Уже много лет в витрине Елисеевского магазина представлены жители «волшебной страны». Эти движущиеся фигурки выполнены скульптором Михаилом Шемякиным. Для родителей с детьми предлагается прогулка выходного дня, предусматривающая знакомство с Домом книги и витриной Елисеевского магазина.
Сказке Э. Т. Гофмана, а также традиции петербургских немцев, устанавливать в своих домах Рождественское дерево мы обязаны появлением нашей новогодней ёлки.
Александра Федоровна – жена цесаревича, а затем и императора Николая I ввела эту традицию во дворце. Зеленые ели ставились для каждого члена императорской семьи, а под ними клались подарки, что отражено на предлагаемой детям для рассматривания картине
А. Ф. Чернышева «Рождественская ёлка в Аничковом дворце» 1850 г. из серии «Сцены из семейной жизни императора Николая I». Эту традицию быстро переняли придворные. Дальнейшему ее распространению способствовала популярность сказки Э. Гофмана, которая была издана с иллюстрацией красиво украшенной ели. Так скромное рождественское дерево превратилось в нарядно украшенную праздничную красавицу, которая вскоре вошла в каждый петербургский дом.
История новогодней ёлки была бы неполной без знакомства с историей елочной игрушки. В музыкальном зале наряжается ретро-ёлка. В саду проводится конкурс новогодней игрушки. Игрушками, сделанными на занятиях и совместно с родителями украшаются групповые ёлки и ретро-ёлка, что оживляет и делает более наглядным рассказ.
Особое внимание уделяется ознакомлению с традицией праздничного убранства города к Новогодним праздникам, заложенной еще Петром I. По окончании новогодних праздников дети представляют подготовленные дома рассказы на тему «Как я провел новогодние праздники» и делают групповые стенгазеты.
Следующими в годовом цикле календарных праздников идут масленичные гуляния. О широте размаха этих гуляний в Петербурге дают представление картины известных художников: Ж. Жакотте Адмиралтейская площадь во время масленицы; А. Бенуа Масленица начало ХХ века; К. Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
В группах с детьми проводятся беседы, показываются презентации о хронологии и традициях проведения масленичной недели. Музыкальное оформление этих бесед подразумевает звучание русских народных инструментов и использование детьми и взрослыми детского шумового оркестра.
С детьми организуются и проводятся уличные масленичные гуляния, включающие командные игры, хороводы, карусель. Также, есть вариант проведения Масленицы в музыкальном зале. Детям, в ретроспективе, представляется ход проведения масленичной недели. Они исполняют игровую пляску «Шел козел», проводится хороводная игра «Сахаринка», хороводом исполняется песня «Как на масленой неделе…», проводится эстафета «Перенеси блинчик». Досуги сопровождаются различными аудиозаписями русских плясовых и завершаются проводами масленицы.
Тему Пасхи в детском саду мы затрагиваем вскользь, исходя из имеющегося житейского опыта детей. Во многих семьях пекут или покупают куличи, красят яйца. Дети делают поделки или рисуют пасхальные яйца в группах. Поэтому мы говорим о внешних атрибутах этого праздника на основе рассматривания картин русских художников: А. В. Маковского «Пасхальный стол»; С. Жуковский «Пасхальный натюрморт».
Также знакомим детей с народной игрой катания яиц. Проводится беседа по сюжету пасхальной открытки, на которой представлена игра «катание пасхальных яиц с горочки». Дети знакомятся с правилами игры и проводится сама игра.
Подводя итог вышесказанному, мы полагаем, что представленная система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными и светскими традициями проведения календарных праздников в Санкт-Петербурге способствует формированию у детей чувства причастности к истории Петербурга, ответственности за его духовные и культурные ценности, гражданской и этнорегиональной идентичности.
Нормативная база:
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-P «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 16.01.2020 № 105-р. «Об утверждении Концепции воспитания юных петербуржцев па 2020-2025 годы «Петербургские перспективы»».
Литература:
1. Ермолаева Л. К., Абукина Т. В., Подгорнова и др. «Если вы живете в Петербурге…» Организация процесса освоении культурного наследия Санкт-Петербурга. Методическое пособие. СПб. : СПб АППО, 2011 – 82 с.
2. Шейко Н. Г., Подгорнова С. В. «Если вы живете в Петербурге…». Рекомендации и советы родителям по приобщению детей к культурному наследию Санкт-Петербурга. СПб. : СПб АППО, 2011 – 49 с.
3. Васильев Ю. А., Широков А. С. Рассказы о русских народных инструментах. М. : Сов. Композитор, 1986. – 88 с.
4. Гофман Э. Т. Щелкунчик. М. «Махаон». 2010 -
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М. : Мозаика-Синтез. 2006. - 152 с.
6. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. - М. Издательство «ТЦ Сфера». 1999
7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. - М. Издательство «ТЦ Сфера». 1998
8. Якубовская Е. И, Еремина Н. В., Емельянова Г. В. и др. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях. Методическое пособие. Под общей ред. Е. И. Якубвской. – СПб. СПбАППО. 2008 – 288 с.
9. Якубовская Е. И, Еремина Н. В., Иванищенко Л. Н. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников. Методическое пособие. – СПб. СПбАППО. 2008 – 276 с.
10. Якубовская Е. И, Еремина Н. В., Иванищенко Л. Н. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей. Методическое пособие. Ч. 1. – СПб. СПбАППО. 2008 – 108 с.
Интернет издания:
1. Как праздновали Новый год и Рождество в дореволюционном Петербурге.
https://www.fontanka.ru/2023/12/30/73061471/
2. Е. Душечкина. Три века русской елки // Наука и жизнь № 12. 2007 https://www.nkj.ru/archive/articles/12362/
3. Масленица в истории Петербурга. Царские забавы и народные гулянья.
https://tass.ru/spb-news/1010183
4. Успенский Василий. Петербургская масленица в гравюре XIX века. Премия Игоря Минакова. https://igorminakov.ru/issledovaniya/peterburgskaya-maslenitsa-v-gravyure
5. Свиньин П. П. Достопамятности Санкт - Петербурга и его окрестностей / П. П. Свиньин. — СПб. : Лига Плюс, 1997. — 413 с. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_335526/
Авторы методической разработки:
Чуркина Анна Валентиновна
Акимова Елена Александровна