Марина Литовкина
Ознакомление дошкольников с элементами дизайна
▼ Скачать + Заказать документы
Большой потенциал для раскрытия детского творчествазаключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием,изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которыеему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту игармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражалоригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Публикация «Ознакомление дошкольников с элементами дизайна» размещена в разделах
На сегодняшний день активно обращается внимание на новоенаправление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детскийдизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этогонаправления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системаминтегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладаетнесомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этойдеятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурнымипотребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепциейдошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основыреализации программного содержания развивающую предметную среду детскойдеятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующихсодержание физического и духовного развития ребенка.
Подходя к изучению данной темы, мы столкнулись с проблемой полного отсутствия методической литературы по данномувопросу. Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практикудошкольного образовательного учреждения занимаются отдельные педагоги, такиекак Пантелеев Г. Н., Кузнецова О. В., Валиулина Е. А., Ярыгина А., ШироковаС. представляющие свои мысли и наработкив небольших статьях некоторых периодических изданиях.
Многолетний опыт работы по программе «Детство» показал,что программа больше ориентирует педагогов дошкольного учреждения наформирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста вразных видах продуктивной деятельности. В программе не достаточно акцентируетсявнимание на задачах, направленных на развитие творческих способностейдошкольников с использованием нетрадиционных форм обучения.
Обучениедетей дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детскогоизобразительного творчества будет эффективным, при соблюдении следующихтребований: - циклзанятий будет строиться последовательно и включать в себя разные видыдизайн-деятельности, такие как: графический дизайн, фитодизайн, аранжировки,моделирование одежды, декоративно-пространственный дизайн;-донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практическойнаправленности;-практического использования продуктов детской дизайн-деятельности в детскомсаду. организации восприятия детьми образцов дизайн искусства;-организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, объясняя родителямважность занятий дома, консультации для родителей);- атакже наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну.
Творчество является важной составляющей развитияличности ребёнка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей смалых лет.
Анализ положений одетском творчестве известных отечественных ученых - Г. В. Латунской, B.C.Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, проведенный Т. С. Комаровой, позволяют сформулировать его рабочееопределение. Под художественнымтворчеством детей дошкольного возраста следует понимать созданиесубъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунок,лепка, рассказ, танец, песенка, игра); создание (придумывание) к известномуранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (врисунке, рассказе и т. п., разных вариантов изображения, ситуаций, движений,своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п. ; применениеусвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новойситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладениямимикой, жестами, вариациями голосов и т. д.); проявление инициативы во всем.
Обучениедетей элементам дизайна является важным условием развития детскогоизобразительного творчества, так как очень часто в детском саду вводятсяшаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствуетобогащению творчества дошкольника, позволяет ему самостоятельно решатьтворческие задачи. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическуюорганизацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов,составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут бытьиспользованы детьми сразу же в играх и в быту.