Ольга Скворцова
Ознакомление дошкольников с профессиями и трудом взрослых через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
Комментарий к презентации.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач нашего общества.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.
Публикация «Ознакомление дошкольников с профессиями и трудом взрослых через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Проекты
- Темочки
Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
Для решения проблемы трудового воспитания дошкольников на современном этапе необходимы новые подходы. Одним из таких подходов, я использовала метод проектов.
Использование проектной деятельности как средства воспитания и обучения в работе с дошкольниками эффективно при условии, что активными участниками образовательного процесса будут не только воспитатели и специалисты детского сада, но и родители детей.
Информационно-творческий проект «Все профессии важны, все профессии нужны» позволит систематизировать знания, стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности к школе.
Новизна проекта заключается в том, что в основу долгосрочного проекта включены мини проекты, которые представляют собой взаимосвязанную цепочку, объединенную общей целью.
Работа над проектом осуществлялась:
.во время непосредственно-образовательной деятельности;
•в ходе режимных моментов;
•в самостоятельной деятельности детей.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Охваченные образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность»
I этап –Подготовительный
•определение целей и задач проекта;
•подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д).
•разработка мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
•прогнозирование результата.
II этап: Познавательно-творческий
.
Введение детей в ход проекта было проведено через игровую ситуация с формулировкой проблемы.
Была проведена беседа: «Какая же профессия самая главная? А что бы было, если бы не было профессии врача, воспитателя?» и т. д.
Дети высказали в ходе беседы предположение: «Профессии - все нужные и важные»
Для подтверждения предположения был составлен план совместной деятельности с детьми о важности профессий.
План действий:
• Обратиться за помощью к взрослым;
• Найти информацию в книгах;
• Научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями
1.
Проект «Кто работает у нас в саду»
Цель проекта-дать представление о содержании и структуре хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении.
Ознакомление с профессиями надо начинать с профессий работников детского сада, потому что они наиболее понятны детям, так как дети ежедневно видят и контактируют с этими людьми. В беседах с детьми, наблюдениях, экскурсиях, я подводила детей к понятию общественной значимости труда сотрудников детского сада. По мере накопления информации о профессии «прачки» дети стали бережнее относится к постельному белью, тщательнее мыть руки после прогулки помня о том сколько белья надо перестирать «прачке» за всеми детьми наблюдая за ее работой во время экскурсии.
Во время посещения кухни детского сада, дети были поражены размерами посуды, в которой готовится еда для всех детей. Шеф-повар познакомила и показала оборудование облегчающие труд поваров, подвела детей к мысли, о том, что необходимо учиться, чтобы вкусно готовить.
Знакомясь с кабинетом медицинской сестры, дети узнали, что кроме профессии «врач» очень значима и профессия «медицинская-сестра» в детском саду. Она показала детям наглядно профессиональные действия медицинской сестры. Научила оказывать первую помощь при порезах, показала в игровой форме, как правильно делают уколы, для чего необходимо вести здоровый образ жизни. Обратила внимание, что она училась в медицинском колледже прежде, чем стала медицинской сестрой.
Благодаря экскурсиям, беседам, ежедневным контактам и наблюдениям за сотрудниками детского сада, за их профессиональными действиями,дети расширили свои знания, обогатили игровой опыт, прониклись уважением к сотрудникам детского сада и их значимости труда.
2.
Проект «Дом мечты»
Цель проекта расширение и уточнение знаний детей о строительных профессиях.
И конечно начался с экскурсии к ближайшей стройки. Дети старшего дошкольного возраста уже имеют представление о профессии «строитель», поэтому моей целью было познакомить с профессиями:архитектор,каменщик,штукатур,плотник,водопроводчик,маляр. Подвести детей к мысли о многообразии строительных профессии, разделение труда при строительстве дома.
Для достижения цели использовала чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка», В. Маяковский «Кем быть» .
Рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями.
Дети погружались в профессию «Архитектор» создавая план дома, зарисовывая его.
Создавали на бумаге в качестве архитектора «Дом Мечты» представленной на выставке.
В качестве каменщиков по плану-схеме возводили из строительного материала дома.
Вместе с родителями из бросового материала конструировали дома представленные на слайде.
А также могли применить свои знания о строительных профессиях творческие способности в сюжетно-ролевой игре «Школа ремонта».
Итогом этого проекта стало открытое занятие для гостей нашей группы, где мы обобщили и уточнили знания о строительных профессиях.
3.
Проект «Книжкин дом»
Целью проекта было сформировать у детей представление о библиотеке, ее работниках.
И одной из задач научить общаться с работниками библиотеки. Эту задачу можно было осуществить только непосредственно посетив с детьми библиотеки. Работники детской библиотеки познакомили нас с профессией «Библиограф», с правилами которые приняты для читателей, познакомили с историей появления книги, ее значении в жизни человека.
Познакомили с профессиями участвующими в создании книги.
В качестве авторов создавая свою книжку-малышку.
Дети попробовали себя в качестве художников-оформителей, рисуя обложку своей любимой книги.
Очень увлекла детей сюжетно-ролевая игра «Библиотека», принимая на себя роль библиотекаря, дети использовали информацию, полученную на экскурсии.
Главным итогом этого проекта, я считаю то, что многие дети записались в библиотеку вместе с родителями и стали больше просить своих родителей читать книг.
Проект способствовал воспитанию любви к книге, уважения к людям, создающим их и бережного отношения к книге.
4.
Самым интересным и продуктивным для детей стал проект «Страна сладостей»
Целью этого проекта было познакомить с новой профессией «Кондитер», показать детям чем отличается и чем схожа эта профессия с профессией «Повар».
Вместе со всеми детьми группы мы с большим энтузиазмом погрузились в эту профессию. По мимо бесед, рассматривания иллюстраций, художественного слова, больше всего детям понравилась практическая работа в качестве кондитера. Для этого я использовала разные приемы: это и лепка из пластилина сладостей, а особенно детям понравилось творить из цветного соленого теста. Причем увлечены были не только девочки, но и мальчики. Все сладости пошли для игры «Магазин» и «Кафе». Дети наглядно видели результаты своего труда в качестве кондитеров и на себе прочувствовали творческий характер этой профессии.
Активное участие в этом проекте принимали и родители, дома вместе с детьми из подручных материалов создавая продукты питания, атрибуты для сюжетно-ролевой игры. В итоге дети познакомились с новой профессией, попробовали себя в качестве кондитера, обогатили игровой опыт.
5.
Проект «Путешествуем по родному городу»
Цель проекта -уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города и познакомить с профессией экскурсовод.
Этот проект возник в преддверии праздника «Дня Республики»
Беседуя с детьми на занятиях, индивидуально, рассматривая фотографии достопримечательностей нашего города, республики, затрагивая историю возникновения республики, мы с детьми задались вопросом: «Как важно знать и уметь рассказывать об истории и культуре своего города, республики и своего народа»
И задались вопросом, а есть ли такая профессия и оказалось, что есть.
Профессия-экскурсовод. Мы познакомились с таким профессионалом-экскурсоводом, которая провела нас по всем достопримечательностям нашего города.
Итогом проекта стал праздник посвященный «Дню Республики».
Гуляя с родителями по улицам города наши дети в качестве экскурсоводов знакомят родителей с достопримечательностями нашего города.
6.
Проект «Профессии моих родителей»
Цель проекта – расширять представления детей о профессиях родителей и месту их работы.
Активное участие в реализации проекта принимали и родители наших детей.
Детям давалось задание узнать, кем работают их родители. Затем проводилась беседа «Профессии моих родителей», дети учились связно грамотно составлять небольшие рассказы о профессиях своих родителей.
Совместно с детьми родители становились кондитерами и архитекторами, банкирами и швеей, туристическим агентом и корреспондентом газеты.
Дети нашей группы узнали, что у нас есть папы-военные, врач-стоматолог, бухгалтер, инженер-химик, учитель. Дети с увлечением рассказывали о профессиях своих родителей.
Итогом этого проекта явилась, совместная, партнерская деятельность родителей и детей по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых.
Составление творческих рассказов: «Профессии моих родителей»
Работа над долгосрочным проектом не завершена ведется накапливание познавательного, дидактического материала, изготовление атрибутов для сюжетно-дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями: «Спасатель», «Швея-модельер», «Учитель» также виде мини-проектов.