Ольга Плужникова
Ознакомление дошкольников с природными явлениями
▼ Скачать + Заказать документы
При ознакомлении дошкольников с природой используется метод наблюдения, позволяющее показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Публикация «Ознакомление дошкольников с природными явлениями» размещена в разделах
Наблюдение — это специально организованная, целенаправленная деятельность, подразумевающая длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения является усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, а так же причин изменения и развития объектов.
Оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, ощущения и, благодаря им, богатое восприятие, расширяет кругозор детей, обогащает их мышление знаниями о природе.
Важно сопровождать его точной речью взрослого и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как оно требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Наблюдение природы является источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. В процессе наблюдения у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания их особенностей, свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение, обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Оно может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) .
Требования для проведения всех видов наблюдений.
1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться.
7. В процессе каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Методика проведения наблюдений разных видов складывается из:
-распознающее наблюдение - подготовка воспитателя и детей, проведение самого наблюдения и закрепление полученных детьми представлений.
Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты,
необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.
Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.
На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.
Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Вызывая у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.
Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, образе жизни. Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Таким образом приучая детей вести наблюдение планомерно.
На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.
Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.