Елена Викторовна Сафонова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Ознакомление дошкольников с историческим культурным прошлым России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад «Колосок»
п. Лев Толстой, Липецкой области.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в средней группе.
Тема: «Ознакомление дошкольников с историческим культурным прошлым России».
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Сафонова Е. В.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: Формировать у детей представление об образе Родины. Познакомить с неофициальным символом России-березой. Во все времена люди умели защищать свою Родину. Способствовать единению семьи, приобщать к творческой культуре.
Задачи.
Развивающие :
1. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к своей Родине;
2. Развивать внимание, речь, воображение, умение анализировать;
3. Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение;
4. Привлечь к истории куклы, развивать фантазию, вкус, творческое воображение и способности.
Обучающие:
1. Дать понять, что наша Родина-Россия страна многонациональная и многоязычная. Все они имеют равные с другими права. Нужно уважать и ценить их культуру и обычаи.
2. Развивать творческие способности. Учить делать березку из бумаги.
3. Привлечь внимание к истории куклы. Знакомить с элементарными приемами рукоделия.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Родине, семье.
2. Воспитывать чувство восхищения красотой русской природы, чувство гордость за свою природу.
3. Прививать уважения к традициям и обычаям своей Родины.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприятие объектов окружения.
Интегрированные образовательные области:социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое.
Словарная работа: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, родная страна многонациональная, многоязычная; береза белая, кудрявая, красивая.
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность.
Материал к НОД.
Демонстрационный: географическая карта, репродукции картин природы, рисунок берёзы, фотографии избы, быта русского народа, русских богатырей, трудовой деятельности людей в сельском хозяйстве и животноводстве; деревянная посуда с хохломской росписью, глина с гжелью; лоскуты для изготовления куклы-пеленашки, традиционные куклы ручной работы, изготовленные в Лев Толстовском районе.
Раздаточный: полукруг белой бумаги,полоски зелёной бумаги, ножницы, клей, салфетки, подставки, кисточки, клеёнки, фломастеры.
Предшествующая работа: беседы с детьми на темы: «Я живу в России. Знакомство с народными праздниками», «Путешествие в прошлое посуды», «Путешествие в прошлое одежды», «Места проживания наших предков, строительство жилища».
Ознакомление с хохломской росписью и гжелью.
Разучивание хороводов, народных игр, стихов.
НОД: «Быт и основные занятия русских людей», «Знакомство с дымковской игрушкой».
Ход НОД
- Ребята, посмотрите, это карта.
- На карте я покажу вам нашу страну (показ). Скажите, как называется наша страна? Наша страна Россия очень большая и богатая. Она богата полями, лесами, морями, горами.
- Люди, которые живут на территории России, как называются?
- Россия-это не только русские, но и татары, башкиры, чуваши, якуты, чукчи, буряты, калмыки, дагестанцы (21 республика входит в состав России).
-Скажите, на каком языке говорят буряты, башкиры, татары?
- Россия - многонациональная, многоязычная страна, и все они независимо от национальности являются россиянами. Так исторически сложилось, что общим и государственным языком для всех её жителей стал русский язык. И все народы в нашей стране это большая семья.
- Давайте прочитаем стихотворение Владимира Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим-степной простор.
У каждого народа,
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один-рыбак с рожденья
Другой оленевод.
Один-кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим мелей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
- Ребята, посмотрите, какие разные у всех национальные костюмы (показ).
- Ребята, вы видели какая большая наша страна. Во все времена люди беззаветно любили свою Родину и самоотверженно защищали её. Испокон веков границы своей Родины защищали русские воины. Среди них были и русские богатыри. Каких русских богатырей вы знаете? (показ)
- Посмотрите, какие у них были доспехи.
- О нашей Родине слагаются пословицы и поговорки, а какие пословицы вы знаете?
(«Жить-Родине служить»;
«Человек без Родины, что человек без песни»;
«Родина любимая, что мать родная»).
Игра: «Подбери словечко»
(Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящие слова).
-Вспомните, кого или что можно назвать родным?
- Правильно, ребята, Россия это большая родина, но посёлок где мы живём это малая Родина, там где ты родился и живёшь. Как называется наша малая Родина?
- Люди испокон веков в нашей стране занимались земледелием и скотоводством.
«Что в поле не родится - всё в доме пригодится».
Основной культурой была рожь, а ржаной хлеб был продуктом питания. Землю пахали сохой или плугом. Сеяли зерно из лукошка, хлеб жали серпом или косили косой. (Показ) Засевали рожь, ячмень, просо, овёс, пшеницу, гречиху, а также лён.
- Животноводство давала крестианину продукты питания.
«Корова на дворе – харч на столе»
- Лошадь была помощником и главным средством передвижения.
- После завершения всех работ люди собирались на отдых – водили хороводы вокруг берёзки.
Хоровод: «Ай да берёзка». Музыка и слова Глушковой.
- Ребята, Россию часто называют страной белых берёз. Гости приезжающие к нам из других государств, спрашивают у россиян о берёзах, фотографируют белоствольных красавиц, увозят на память фотографии, чтобы показать родным и близким русское чудо – дерево. Ведь, нигде больше в мире нет такого дерева.
- Ребята, хотите сделать берёзку своими руками?
- Тогда, проходите, садитесь.
- Берём полукруг, отрезаем часть его по начерченной линии, намазываем края клеем и соединяем, чтобы получился конус. Затем, берём зелёные полоски гофрированной бумаги и приклеиваем к верхушке конуса. (Дети выполняют работу, звучит русская народная песня «Завивайся берёза»).
- Ребята, посмотрите, у нас получилась целая берёзовая роща. Скажите, берёзка какая?
- Ребята, дерево в старину было очень ценным материалом. Как вы думаете почему?
- Действительно, из дерева строили избы, делали посуду, игрушки.
- А сейчас подойдём с вами и рассмотрим, какая это посуда? (Рассматривают.) Скажите, какой росписью расписана она? (Хохлома)
- Обратите внимание, что посуда не только сделана из дерева, но из чего ещё?
- Правильно, из глины. Значит она какая?
- Скажите, что это за роспись? (гжель)
- Ой, ребята, посмотрите, а здесь ещё и клубочек есть, он не простой, хотите в гости попасть? Мы пойдём туда, куда он покатится.
- А покатился он к бабушке Арине и её внучке Алёнке. (бабушка Арина встречает гостей)
- Здравствуйте, бабушка Арина, а что это вы делаете?
Б. А. - А я своей внучке Алёнке мастерю куклу – пеленашку. Хотите и вас научу?
Воспит. – Конечно, хотим.
Б. А. – Ну тогда, смотрите – эти куклы, при изготовлении которых использовались старинные техники и технологии. По назначению они делятся на несколько групп: куклы игровые, обрядовые и куклы – обереги. Ребята, посмотрите, у меня есть макеты традиционных кукол, которые сделаны умельцами Лев Толстовского района. Посмотрите, какую одежду носили в давние времена в сёлах Загрядчино и Головинщино. Давайте рассмотрим (рассматривают). Это кукла одета в зимнюю одежду:плюшовку, домотканную юбку, а на голове – полушалок. А это кукла из Загрядчино в весенне – осенней одежде. На ней юбка – панёвка, а верхняя часть – таннник из домоткана и тоже покрыта полушанком. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Отсутствие лица служило то, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная вселению в неё злых сил.
- Я вам покажу, как делать куклу – пеленашку (т. е. малышку).
1. Берем белую ткань и сворачиваем её как полено, и связываем;
2. Сверху покрываем платочек;
3. Затем, в ткань её пеленаем и снова завязываем, чтобы не распеленалась.
- Вот и получилась у нас кукла.
- А теперь вы, ребята, расскажите, что у вас было нового и интересного. (рассказ детей)
- Вот видите как хорошо, сколько вы нового и интересного узнали и рассказали. А я вас за это угощу пирожками (угощает).
Дети благодарят и прощаются с бабушкой Ариной и её внучкой.