Рощина Наталья Вениаминовна
Ознакомление дошкольников подготовительной группы с жанром живописи «Детский портрет»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников подг. гр с жанром живописи «Детский портрет»
Подготовили и провела : воспитатель высшей квалификационной категории: Рощина Наталья Вениаминовна
БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида»
Цель: расширение знаний детей о жанре живописи – портрет.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Ознакомление дошкольников подготовительной группы с жанром живописи „Детский портрет“» размещена в разделах
1. Уточнить знания о портрете. Закреплять и расширять понятия о портретной живописи : автопортрет, детский портрет, мужской, женский и групповой портрет.
2. Познакомить с разными способами написания полотен: живопись и графика.
3. Закрепить умение составлять портрет из разных частей так, чтобы получилось знакомое лицо.
Развивающие:
1. Развивать память, мышление, воображение.
2. Совершенствовать диалогическую речь.
3. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами. (портрет, художник-живописец, графика, румянец)
Воспитательные:
Вызвать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи.
Материал: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника-Арсения, Николай Николаевич Ге портрет внука, Николай Николаевич Ге «Портрет Л. Н. Толстого», Владимир Лукич Боровиковский «ПОРТРЕТ ЛОПУХИНОЙ», Антонис Ван Дейк «Семейный портрет», Б. Кустодиева «Портрет дочери художника», презентация.
Аудиозапись муз. отрывка из пьесы «Грёзы» Р. Шумана.
Орг. момент.
Собрались все дети в круг.
Слева друг и справа друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись соседу справа
Улыбнись соседу слева
Обними его скорей
Вместе будет веселей.
Воспитатель: А сейчас я вам хочу предложить посмотреть на экран. (Дети смотрят отрывок из мультфильма «Пластилиновая ворона»)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о портретах)
Правильно, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с жанром живописи – портретом.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на выставку картин. Вы самостоятельно рассмотрите картины, а когда музыка закончится, подойдёте ко мне. (2 мин.)
Воспитатель: Кто изображён на картинах? (Мужчины, женщины, дети и тд.). Такие картины называют портретом. Некоторым картинам более 100 лет.
Как вы думаете, почему художники в давние времена стали рисовать людей? (не было фотоаппаратов, камер, чтобы сделать снимок)
Для чего нужны портреты? (Портрет – это изображение реального человека, который живёт сейчас или жил когда – то. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст, чтобы все увидели, какой он: добрый или злой, весёлый или грустный, хитрый или простодушный.
Иногда художники рисуют себя. Такая картина называется - автопортретом)
1. автопортрет Василия Андреевича Тропинина
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто изображён на портрете?
На картине изображен художник.
Воспитатель:. - Как вы догадались?
В руках у него палитра и кисти.
Воспитатель: - Можно ли догадаться глядя на эту картину в каком городе жил этот художник?
Он жил в Москве, потому что на картине нарисованы башни Кремля и зубчатые стены.
Воспитатель: на этой картине художник В. Тропинин изобразил самого себя. Значит, это - автопортрет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему некоторые художники рисуют себя?
Художник оттачивает мастерство, изображая именно себя в разных ракурсах, позах, цветовом решении. Или художником движет желание запечатлеть собственный образ для потомков
2. Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов.
На одном из них он изобразил своего сына Арсения. Вот этот портрет.
Воспитатель: если на картине изображены дети, то этот портрет называется – детский.
В - Какое лицо у Арсения?
Красивое, правильное, лучистое
- О чем говорят его глаза?
Они говорят, что Арсений умный, жизнерадостный, озорной.
- Ребята, вы заметили, что одна часть лица мальчика на портрете светлая, а другая темная. Почему?
Таким приемом художник хотел подчеркнуть выразительность лица Арсения.
3. Портрет Мики Морозова. В. А. Серов.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти за столы и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотреть этот портрет.
Перед вами портрет четырехлетнего мальчика, которого изобразил известный русский художник Валентин Александрович Серов. Он назвал картину «Портрет Мики Морозова»
- Как вы думаете, что это за имя – «Мика»?.
(Уменьшительно-ласкательное имя от Михаила).
- Как вы думаете, когда мальчик вырос, его продолжали называть Мика?
(Мика – в будущем Михаил Морозов – стал известным ученым, исследователем литературы, профессором Московского университета).
- Рассмотрите внимательно лицо мальчика. (Обрати внимание на глаза, рот, щеки). широко открытые глаза что-то внимательно разглядывают. Рот приоткрыт, как от удивления, видны белые зубки, на щеках румянец.
- как вы думаете, что увидел мальчик? может быть, родители пообещали ему какой-то сюрприз или подарок.
- а чем ещё мог заинтересовать ребёнка художник, чтобы Мики терпеливо позировал? Наверное, художник ему что-то рассказывал интересное. А он слушал. Видите, какой заинтересованный взгляд на портрете получился.
- Посмотрите на волосы мальчика. Какие они? Растрёпанные, кудрявые.
- посмотрите на портрет и расскажите, во что одет Мика? Он в белой рубашке. на более темном фоне картины кажется еще белее, совсем белоснежной. Художник специально взял для фона картины краски темных тонов. Белый цвет заметнее на темном фоне.
- Можно ли по одежде, прическе ребенка сделать вывод о времени суток? Художник писал Мику утром? Днем? Вечером? (Обрати внимание на румянец) Мика в ночной рубашке, волосы растрепаны, он возбужден. Наверное, мальчик спал, только что пробудился – видите, как горят его щёки – это он во сне так разрумянился.
- Итак, что можно сказать о позе Мики? Он сидит на самом краю большого кресла. Руки лежат на подлокотниках. Не отвернулся в сторону, не отвлекается, смотрит прямо. Нам прекрасно видно его лицо.
- Его поза говорит о том, что он готов встать и убежать?
Мика порывается встать. Он устал сидеть и позировать в кресле, куда его попросил присесть художник, но терпеливо ждет, когда ему разрешат убежать в тому, что увидел мальчик. Или же Мика внимательно слушает кого-то, что подтверждает его взгляд и приоткрытый рот.
- Что вы можете сказать о кресле, на котором сидит мальчик? глубокое кресло, на краешек которого присел Мика, подушки, лежащие позади мальчика. Оно большое, неудобное, деревянное, коричневого цвета.
- Обрати внимание на позу, как он сидит? Мальчик сидит на краешке в кресле
- Возникло ли у вас ощущение, что Мика как будто соскальзывает с него?
- Попробуйте вы сесть также. (на край стула). Вам удобно? Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребенка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина.
Воспитатель. Давайте ещё раз посмотрим на портрет маленького Мики Морозова, созданный русским художником Валентином Александровичем Серовым. Это лицо умного и непоседливого мальчика. Художник прекрасно сумел передать зрителям не только внешность, милые взгляду черты лица Мики, позу порывающегося встать с кресла мальчика, но и его характер. Выражение широко раскрытых глаз Мики говорит о его любознательности, пытливом уме, детской непосредственности, подвижности, чудесном настроении.
Стихотворение Валентина Дмитриевича Берестова «Дети и цветы».
Как нарисовать портрет ребенка?
Раз! - и убежит домой девчонка,
И сидеть мальчишке надоест.
Но художник, кисть макая в краски,
Малышам рассказывает сказки,
И они не трогаются с мест.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА (под музыку)
4. Мужской портрет
Николай Николаевич Ге «Портрет Л. Н. Толстого»
Л. Н. Толстой — один из самых известных писателей. На картине он изображён сидящим за своим письменным столом во время творческого процесса.
5. Женский портрет
Владимир Лукич Боровиковский «ПОРТРЕТ ЛОПУХИНОЙ»
«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского. Эта девушка из богатой графской семьи. На этом портрете Мария как живая. Она молодая, красивая и нежная.
6. Групповой (семейный) портрет
Групповой портрет - это когда на картине изображены несколько человек (3 и больше)
Антонис Ван Дейк «Семейный портрет»
Молодая мать, сидящая в кресле, держит на коленях ребенка, который, запрокинув головку, смотрит на отца. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный — его молодой миловидной жены устремлены на зрителя.
Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию.
Мы рассмотрели сейчас портреты, которые написаны красками. Художник старается, чтобы все на холсте выглядело как живое. От этого и слово «живопись», а художников называют - «живописцы». Художники бывают разными:
Одни любят рисовать красками, другие карандашами, и каждый по-своему видит мир и показывает его нам. Мы смотрим на картины, и как будто слушаем рассказы разных художников о людях, чьи портреты они писали.
7. Воспитатель: - Сейчас я вам покажу картину, нарисованную карандашом. Это портрет дочери художника Б. Кустодиева.
В - Нравится ли вам картина, нарисованная карандашом? Дети: - Нравится (Не нравится). В: - Какое лицо у девочки? Дети: - Простое, красивое, скромное.
В: -Какие у нее глаза?
Дети: - Глаза большие, выразительные.
В: - Такой портрет называется «графическим», потому, что он нарисован карандашом. А художник называется «графиком».
В - Как называется такой портрет?
Д - Графический портрет.
8. Игра «Составь портрет» (презентация).
Дети при помощи картинок подбирают части лица так, чтобы получился знакомый человек.
Рефлексия:
- Чем мы сегодня занимались? (Сегодня мы рассматривали портреты разных людей, которые нарисовали художники в разное время, по ним мы можем узнать, как выглядели, как одевались люди в далекие времена, так же можно увидеть их настроение, узнать какой он.)
- какие виды портретов бывают? (автопортрет, детский, мужской, женский, групповой)
- а чем ещё отличаются картины? (одни картины пишут красками, а другие карандашами)
- Какое задание было для вас трудным? Почему?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Как вам могут пригодиться в жизни полученные знания? (при рисовании портрета, если пойдём в музей, то можем узнать картину и рассказать про неё)