Алина Грехова
Ознакомление детей старшей группы с правилами поведения посредством театрализованных игр по сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 4 курса,
специальность 44.02.01
Дошкольное образование,
группа ДО-4Б
ГРЕХОВА
Алина Андреевна
Ознакомление детей старшей группы с правилами поведения через театрализованные игры по сказкам
План-проспект
Руководитель:
Т. Ю. Журавлева,
Публикация «Ознакомление детей старшей группы с правилами поведения посредством театрализованных игр по сказкам» размещена в разделах
преподаватель
высшей категории
Консультант:
А. О. Костенко, методист
Дзержинск – 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
СТР.
ВВЕДЕНИЕ ….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ПО СКАЗКАМ…
1.1. Актуальность формирования у старших дошкольников представлений о правилах поведения, требования программ…
1.2. Театрализованная игра, ее сущность и особенности руководства…
1.3. Опыт практикующих педагогов по организации театрализованных игр о правилах поведения…. ….…
Выводы по главе 1 …
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ПО СКАЗКАМ…
2.1. Изучение уровня представлений о правилах поведения у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад №132» …
2.2. Проведение педагогических мероприятий по организации театрализованных игр по сказкам с целью ознакомления детей старшей группы с правилами поведения…
2.3. Анализ опытно-практической работы. Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с правилами поведения через театрализованные игры….
Выводы по главе 2…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
ПРИЛОЖЕНИЯ…
Умение вести себя в обществе, хорошие манеры, знание правил поведения, — это те бонусы, которые взрослые закладывают в ребенке еще с детства. Детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Результаты исследования особенностей социального развития, закономерностей формирования у детей норм и правил поведения нашли свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин.
В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин считают, что каждый ребенок дошкольник проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства.
Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется. Дошкольный возраст, как никакой другой, насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями.
Для успешного воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста необходимы соответствующие педагогические условия. Разнообразные методы и приемы формирования культуры, социальных норм и правил поведения рассматривалась многими исследователями (С. А. Козлова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, С. В. Петерина и др.)
Одним из самых популярных и творческих направлений в дошкольном воспитании является театрализованная игра. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Изучением театрализованной игры как средства воспитания детей дошкольного возраста занималась большая группа ученых : А. Е. Антипина, Л. В. Артемова, Н. А. Ветлугина, М. Д. Маханева, А. П. Стрелкова и др.
Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений.
Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями.
Сказки могут научить многому. Прежде всего, отличать добро и зло, скудоумие и алчность, боязливость и смелость, выделять положительные и отрицательные поступки персонажей. Все самые важные нравственные понятия, базовые знания правил поведения ребенок получает как раз из сказок. Знакомясь с отрицательными героями, дошкольник учится распознавать опасность и находить силы для ее преодоления. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребёнка, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий.
Исследования многих авторов показывают, что в практике дошкольных образовательных организаций театрализованная игра используется преимущественно спонтанно и однообразно, что не дает возможности, в полной мере использовать её воспитательное значение. Несмотря на разносторонность и обширность исследований по представленной теме, мало раскрыты разнообразные педагогические условия, обеспечивающие принятие детьми дошкольного возраста общественных общепризнанных правил поведения с использованием театрализованной игры и сказки. Из этих противоречий возникает проблема исследования: при создании каких условий театрализованные игры по сказкам будут способствовать ознакомлению детей с правилами поведения?
Объект исследования: процесс ознакомления детей старшей группы с правилами поведения
Предмет исследования: театрализованные игры по сказкам как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения.
Цель: Теоретическое обоснование и практическая проверка условий, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление детей старшей группы с правилами поведения в театрализованных играх по сказкам
Гипотеза: ознакомление детей старшей группы с правилами поведения в театрализованных играх по сказкам будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- воспитатель познакомит детей со сказками, содержащими правила поведения (выделит мораль сказки, разберет правильные и неправильные поступки персонажей);
- воспитателем будут проведены упражнения и театральные этюды с детьми по выбранным сказкам;
- родители будут вовлечены в работу по формированию правил поведения посредством проигрывания сказок (литературные посиделки, библиотека семейного чтения).
Задачи исследования:
1. Проанализировать актуальность формирования у старших дошкольников представлений о правилах поведения, требования программ.
2. Определить сущность театрализованной игры и особенности её руководства.
3. Изучить опыт практикующих воспитателей по организации театрализованных игр о правилах поведения.
4. Изучить уровень представлений о правилах поведения у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад № 132».
5. Провести педагогические мероприятия по организации театрализованных игр по сказкам с целью ознакомления детей старшей группы с правилами поведения.
6. Подвести итоги опытно-практической работы и разработать методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с правилами поведения через театрализованные игры.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ понятийно - терминологической системы, систематизация, изучение документации ДОУ, анализ, синтез, индукция (дедукция, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент, обобщение, метод математической и графической обработки информации, опытная работа, диагностическая беседа, сравнение.
Базой проведения педагогического исследования является МБДОУ «Детский сад №132» города Дзержинска.
Тип работы: опытно-практический.
Количество страниц: 55- 60
Ожидаемый результат:
- Повышен уровень сформированности представлений о правилах поведения у детей старшей группы МБДОУ «Детский сад №132»;
- Проведена серия занятий по ознакомлению со сказками, содержащими правила поведения
- С детьми проведены упражнения на развитие театрализованной игры по сказкам
- для родителей воспитанников составлена библиотека семейного чтения, проведены литературные посиделки
- Разработаны методические рекомендации для воспитателей по формированию у детей старшей группы представлений о правилах поведения через театрализованные игры;
Выпускная квалифицированная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты ознакомления детей с правилами поведения через театрализованные игры по сказкам.
Во второй главе проанализирована опытная работа по формированию у детей старшей группы представлений о правилах поведения через театрализованные сказки в МБДОУ «Детский сад №132».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155. – Москва : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-91382-111-9. – Текст: непосредственный.
2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии : учебное пособие / Е. А. Антипина. - Москва : Сфера, 2003. – 177 с. - ISBN 5-89144-329-5. – Текст: непосредственный.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада : учебное пособие / Л. В. Артемова. - Москва : Просвещение, 1991. – 84 с. - ISBN 5-09-001627-5. - Текст: непосредственный.
4. Ветлугина, Н. А. Художественное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, В. А. Езикеева, Н. С. Карпинская. – Текст: электронный // Дошкольное воспитание. - 1957. - URL : https://fr-lib.ru/books/gumanitarnye-nauki/khudozhestvennoe-vospitanie-v-detskom-sadu-download952015.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : учебное пособие / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2005. – 670 с. - ISBN 5-17-027239-1. - Текст: непосредственный.
6. Запорожец, А. В. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. — Текст: электронный // Дошкольное воспитание. - 1980. - URL : https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10194.
7. Капустина, М. Театрализованная игра как средство развития воображения у старших дошкольников / М. Капустина. - Текст: электронный // Дошкольное воспитание. – 2020. - URL : https://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-vobrazhenija-u-starshih-doshkolnikov.html.
8. Кириленко, И. А. О роли театрализованной деятельности в развитии детей дошкольников / И. А. Кириленко. - Текст: электронный // Дошкольное воспитание. – 2016. - URL : https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-albertovna-kirilenko/iz-opyta-raboty-aktualnost-teatralizovanoi-dejatelnosti-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html# : - :text=Участвуя%20в%20театрализованных%20играх%2C%20дети,к%20родной%20культуре%2C%20литературе%2C%20театру.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений : учебное пособие / С. А. Козлова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 414 с. - ISBN 5-7695-0188-X. - Текст: непосредственный.
10. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие / И. Н. Курочкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 134 с. — ISBN 978-5-534-10919-1. — Текст: непосредственный.
11. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : учебное пособие / Под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. – 422 с. - ISBN 978-5-89357-278-0. - Текст: непосредственный.
12. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - Текст: электронный // Дошкольное воспитание. - 1997. - URL : https://www.phantastike.com/age_psychology/psyche_child/html/.
13. Маркова, Т. А. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой. – Текст: электронный // Дошкольное воспитание. - 1984. – URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01007667779.
14. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : учебное пособие / М. Д. Маханева. – Москва : Сфера, 2001. - 125 с. - ISBN 5-89144-178-0. - Текст: непосредственный.
15. Нечаева, В. Г. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева. – Текст: электронный // Дошкольное воспитание. - 1983. – URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01007308382.
16. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 – ISBN 978-5-86775-813-4. – Текст: непосредственный.
17. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Петерина. – Москва : Просвещение, 1986. – 84 с. - ISBN 5-430-00451-0. - Текст: непосредственный.
18. Стрелкова, Л. П. Уроки сказки : [Рассказы, сказки, задания для детей и родителей] : учебное пособие / Л. П. Стрелкова. – Москва : Педагогика, 1989. – 124 с. - ISBN 5-7155-0150-4. - Текст: непосредственный.
19. Хохлова, О. Методика организации театрализованных игр с детьми старшего дошкольного возраста / О. Хохлова - Текст: электронный // Дошкольное воспитание. – 2021. - URL :
https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-teatralizovanyh-igr-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html.
20. Чухин, С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников : учебное пособие для вузов / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 113 с. — ISBN 978-5-534-09429-9. — Текст : непосредственный.
21. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие / Редактор-составитель Б. Д. Эльконин. – Москва: Академия, 2011. - 383 с. - ISBN 978-5-7695-8389-6. - Текст: непосредственный.