Юлия Ильина
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобретательской деятельностью авиаконструктора С. П. Королёва
▼ Скачать + Заказать документы
Статью разработали Ильина Ю. П. и Москаленко Л. М.
В дошкольных обучающих программах практически нет материала о космосе. Видимо, считается, что это слишком сложная тема для детей дошкольного возраста. По ответам детей на вопросы о космосе стало очевидно, что знания слабые. Собственно, это отрывочные фразы - то есть, «где-то что-то слышали». Системы знаний не прослеживалось. Для дошкольного образования не разработано ни одной хорошо спланированной программы. Своей работой мы старались заполнить пробел в знаниях детей о космосе.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобретательской деятельностью авиаконструктора С, П, Королёва» размещена в разделах
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладывается основа будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. Была создана система, которая предполагает использование различных форм организации детской деятельности: беседы, конструирование, путешествия, игры, рефлексия через изобразительное искусство. Для создания художественного образа предлагается вариативный материал: модель Солнечной системы, глобус, иллюстрации, фотографии. В процессе взаимодействия с педагогом и в самостоятельной деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. При проведении работы учитывались возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). В ходе проделанной работы дети получали представления о планетах солнечной системы, о Земле, как о планете: форма, размер, движение относительно Солнца. Уточнялись значения новых слов (космонавт, спутник, созвездие, метеорит, орбита, телескоп и др.). В данной работе использовались вариативные формы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированные и комплексные занятия.
Работа в подготовительной группе проводилась в три этапа.
1 этап – этап формирования представлений о том, когда и как появилась техника.
Задачи:
1. Формировать ретроспективный и перспективный взгляд на технику (её прошлое, настоящее, будущее).
2. Формировать у детей представление о том, что появление техники связано с удовлетворением потребностей человека.
3. Дать детям знания о том, что мир техники, мир открытий и изобретений – сфера творческой деятельности человека-изобретателя.
4. Закрепить знания о том, что с развитием человеческого общества постоянно развивалась и техника.
Планирование работы по первому этапу:
- Познакомить ребенка с жизнью знаменитого авиаконструктора С. П. Королева, через рассказ, иллюстрации, посещение музея и Интернет-ресурсы.
Цель: дать знания детям о жизни и деятельности авиаконструктора С. П. Королева.
- Виртуальное путешествие «Земля – наш общий дом».
Цель: сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство». Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
- Беседа «Освоение космоса».
Цель: знакомить детей с профессиями авиаконструктора и космонавта. Рассказать детям о значимости этих профессий в освоении космоса. Воспитывать у детей желание стать человеком-изобретателем.
- Подвижная игра «Космонавты».
Цель: учить детей ходить и бегать по кругу, по сигналу воспитателя разбегаться в разных направлениях и находить свою «ракету». Воспитывать у детей интерес к профессии космонавта.
- Просмотр кинофильма «Тайна третьей планеты».
Цель: познакомить детей с космическим пространством, тайнами других планет. Воспитывать интерес к профессии космонавта-исследователя.
2 этап – этап формирования устойчивого интереса к обобщённому образу человека-изобретателя через показ конкретной личности изобретателя С. П. Королёва.
Задачи:
1. Формировать у детей целостный образ человека-изобретателя (на примере жизнедеятельности С. П. Королёва). Развивать у детей действенный интерес к человеку - творцу техники.
2. Воспитывать у детей активное отношение к творческой деятельности человека-изобретателя.
Планирование работы по второму этапу:
- Досуг «День космонавтики», с участием родителей.
Цель: расширить представления детей о космических полётах: познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Э. Циолковским, С. П. Королевым.
- Праздник- развлечение, посвящённый Дню космонавтики.
Цель: познакомить детей с Днём Космонавтики, воспитывать в них чувство любви к Родине, уважение к старшим.
- Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие».
Цель: продолжить формировать представление детей о космосе, продолжать учить детей брать на себя роли в соответствии с сюжетом. Воспитывать в детях ответственность, умение считаться с интересами сверстников.
- Игра-конструирование «Путешествие к разноцветным планетам».
Цель: закрепить знания детей о строении солнечной системы и комических явлениях. Учить детей сочетать свои действия с действиями других игроков команды. Воспитывать чувство уверенности в себе, выносливости, желание стать изобретателем.
3 этап – этап развития у ребёнка желания и стремления самому заниматься «изобретательской» деятельностью.
Задачи:
1. Развивать желание проявлять изобретательность в различных жизненных ситуациях, находить неординарное решение.
2. Формировать умение видеть возможности преобразования окружающей действительности и их реализацию через свою «изобретательскую» деятельность.
Планирование работы по третьему этапу:
- Беседа на тему «Космонавтом быть хочу».
Цель: закрепить знания детей о космосе и о профессиях космонавта и изобретателя. Развивать в детях творческую и изобретательскую деятельность.
- Чтение художественной литературы по заданной теме.
Главы из книги Ярослава Голованова «Этюды об учёных», слайд-шоу.
Цель: воспитывать в детях на примере личности С. П. Королёва целеустремлённость, желание быть изобретателем и приносить пользу своей стране.
- Словесная игра «Космический кроссворд».
Цель: закрепить знания детей о первом космонавте Ю. А. Гагарине о космических явлениях.
- Художественно-эстетическая деятельность детей «Я изобретаю ракету».
Цель: формировать у детей устойчивый интерес рисовать, лепить, конструировать на заданную тему. Продолжать развивать образные представления, воображение, творчество.
- Организация выставки детских работ на тему: «Юный изобретатель».
- Взаимодействие с родителями: их помощь в изготовлении на участке атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм на заданную тему и участие в анализе итогов игры.