Татьяна Скопцова
Ознакомление детей с творчеством великих русских художников
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с творчеством великих русских художников
Потребность к красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Но человек может остаться равнодушным к искусству, если его с детства не приобщали к прекрасному. Приобщать детей к прекрасному надо как можно раньше, начиная с детского сада. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Важно в этот период сформировать вокруг ребёнка такую среду, которая поможет познать этот мир через произведения искусства и будет одновременно развивать, и воспитывать.
Публикация «Ознакомление детей с творчеством великих русских художников» размещена в разделах
По мнению Р. Н. Чумичевой, живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования показывают, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для приобщения детей к прекрасному. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и П. М. Якобсона, ребенок более ярко понимает образы произведений изобразительного искусства.
В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать возможности детей для общения с миром прекрасного. Ведь именно искусство помогает воздействовать не только на восприятие окружающего мира, но и на интеллект и чувства ребенка. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Огромную роль в дошкольный период играет ознакомление детей с живописью. С помощью живописи ребенок учится понимать гармонию окружающего мира, а также формируется связная образная речь, которая помогает выражать свои мысли и чувства, в логической последовательности описывать содержание картины. Рассматривая полотна картин великих художников, дети начинают понимать связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
Цель: Познакомить детей с художниками и картинами русской живописи, как формы национальной гордости и наследия.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством великих русских художников.
2. Совершенствовать навыки художественно-эстетической деятельности для создания выразительного образа в рисунках и поделках.
3. Воспитывать с детских лет эстетически грамотных людей.
4. Учить детей видеть прекрасное, умение понимать и ценить искусство.
5. Воспитывать чувство патриотизма через русское искусство.
Месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями Самообразование
Сентябрь Беседа «Великие русские художники» Анализ опыта других педагогов на Маам и NC-портал Проведение гугл-анкетирования «Культурное детство».
Выбор художников, с которыми буду знакомить детей. Подбор репродукций картин
Октябрь Рассматривание иллюстраций И. Левитана «Золотая осень»
Составление рассказа по картине
Беседа о жанрах живописи. Оформление статьи «Значение живописи для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» Оформление папки-передвижки
«Искусство в жизни дошкольника»
Изучение биографии и творчества Исаака Левитана
Ноябрь Знакомство с жанром портрет. Беседа. Рассматривание картин Серов «Девочка с персиками».
Рисование портрета мамы.
Анализ методической литературы по теме «Портретная живопись у дошкольников» Консультации «Живопись детям» Изучение биографии и творчества Валентина Серова
Декабрь
Чтение сказки Островского «Снегурочка».
Рассматривание картины В. Васнецова «Снегурочка»
Лепка «Снегурочка» Публикация методической разработки
«Большая живопись маленьким деткам» Домашнее задание: посмотреть м/ф Снегурочка 1952г.
Изучение биографии и творчества Виктора Васнецова
Январь Чтение сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане…
М. Врубель «Царевна- лебедь»
Аппликация «Лебедь» Обмен опытом с другими педагогами ДОУ Объявление о сборе фотографий в музеях/картинных галереях для изготовлении слайд-шоу «Искусство детям» Изучение биографии и творчества Михаила Врубеля
Февраль И. Репин «Садко».
Васнецов «Три богатыря»
Чтение былин.
Статья «Знакомство с былинами посредством знакомством с живописью» Продолжаем сбор фотографий для слайд-шоу «Искусство детям» Изучение биографии и творчества Ильи Репина
Март Рассматривание репродукции И. Айвазовского «Девятый вал»
Создание коллективной работы «Морской пейзаж» Систематизация материалов по данной теме Монтаж и показ видео «Искусство детям» Изучение биографии и творчества Ивана Айвазовского
Апрель Разучивание наизусть стихотворения С. Маршак «Апрель!»
Жанр живописи пейзаж. Саврасов «Грачи прилетели»
Анализ репродукции картины. Разработка конспекта мастер-класса. Консультация с методистом по этому вопросу. Мастер-класс с родителями по теме Шишкин «Утро в сосновом бору» Изучение биографии и творчества Алексея Саврасова и Ивана Шишкина
Май Викторина «Знаток русской живописи» Итоговое оформление документов и всех продуктов проекта. Оформление выставки детских работ в раздевалке в основных жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистика, марина) Подготовка дидактической игры «Картины художников».
Цель: закрепить пройденный материал
Практические выходы примеры:
1. Монтаж и показ видео. Тема: «Искусство детям».
2. Проведение мастер-классов для родителей. Тема: «Живопись в четыре руки» (по мотивам И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Искусство в жизни дошкольника».
4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Живопись детям».
Литература:
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1992.
2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. М., 2001.
3. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
4. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : педагогическое общество России, 2002.
5. Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. /
6. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1983.
7. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2000.
8. Пантелеева Л. В. Музей и дети. - М. : Изд. дом «Карапуз», 2000.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Отв. ред. М. А. Васильева
10. Полунина В. Н. Искусство и дети. М., 1982.