Луговцева Татьяна
Ознакомление детей с народной глиняной игрушкой в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Величайшая правда и простота народной игрушки, ее выразительность и
целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей»
Е. А. Флерина.
Народные традиции играют важнейшую роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Важное место в комплексе народного воспитания отведено народной игрушке, которая несет особую функцию в развитии и воспитании малыша. Помимо познавательной, развлекательной и эстетической функции народная игрушка - это средство социализации ребенка, его связь со взрослым миром. Народные игрушки - это синтетическое средство народного воспитания малыша, которое влияет не только на умственное и физическое развитие, но и формирует нравственные и эстетические качества ребенка. Ведь в игрушках заложена хозяйственная, культурная жизнь, искусство и трудовая деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру, коллективный опыт предыдущих поколений.
Публикация «Ознакомление детей с народной глиняной игрушкой в подготовительной группе» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
Особый интерес вызвала у меня работа по ознакомлению детей с глиняной народной игрушкой. Глиняные игрушки хороши тем, что они могут быть сделаны самостоятельно даже самыми маленькими детьми. Лепка игрушек – огромное удовольствие и для малышей и для детей постарше. В процессе работы с ними дети знакомятся со свойствами материала; учатся видеть различие форм и росписей, используемых мастерами, живущими в разных уголках нашей родины; развивают мелкую моторику, стараясь как можно тщательнее вылепить и расписать самостоятельно изготовленную игрушку.
Вместе с детьми мы рассматривали и сравнивали игрушки, сделанные дымковскими, филимоновскими, каргопольскими мастерами. Знакомились с процессом изготовления глиняных игрушек. Изготавливали их сами. В группе подбирался изо-, дидактический материал, художественная литература по данной тематике. В родительском уголке выставлялся ознакомительный материал (который для многих родителей был нов). Совместно с родителями была организована экскурсия в наш Сергиево-Посадский музей игрушек, где дети с большим интересом узнавали знакомые им по занятиям в группе фигурки. Своеобразным отчетом об этой работе стал показ мною на районном методическом объединении открытого занятия по работе с глиняной игрушкой.
h3]Конспект интегрированного занятия "Разноцветье народной глиняной игрушки". [/[/h3
Задачи:Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Знакомить с особенностями изделий дымковских, филимоновских, каргопольских мастеров. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства; чувства ритма, цвета, композиции. Развивать желание самим творить по мотивам русского народного творчества.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем с вами в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. Зачем люди приходят в музей?. Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизни видишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музее изобразительных искусств можно увидеть картины великих художников; в зоологическом музее – чучела различных животных; в краеведческом – узнать и посмотреть, какой была жизнь в городе в давние времена. В нашем городе тоже есть музеи. Но один из них уникальный – это значит, такого нет ни в каких других местах. В нем представлена самая большая коллекция игрушек. О каком музее я говорю?. (Сергиево-Посадский музей игрушек) Кто из вас бывал там?. Что вы там видели?.
Вот и в нашем маленьком групповом музее тоже представлены игрушки. Но, как говорит русская народная пословица, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому давайте пройдем в наш музей, чтобы все увидеть своими глазами.
(Дети проходят к столам с расположенными на них игрушками).
Перед нами выставка народных игрушек. Из чего сделаны все эти игрушки?. Верно, все эти игрушки из глины. Какие они все разные! Некоторые из них нам знакомы. Что же делали народные мастера, чтобы из невзрачной темной разваливающейся глины получались такие светлые, яркие, прочные игрушки?
Дети: Глину собирали, смешивали ее с мелким речным песочком, чтобы во время обжига игрушки не трескались. Затем обжигали в русской печке. Потом игрушку обмакивали в раствор мела с молоком и она из коричневой становилась белой. Потом просушивали и раскрашивали яркими красками.
Воспитатель: А теперь давайте внимательно посмотрим на игрушки, расположенные на первом стенде. (Подходим к первому столу). Посмотрите на эти игрушки. Они нам знакомы. Как они называются и почему именно так?
Дети: Дымковские игрушки. Потому что такими их придумали и первыми начали делать в очень давние времена в селе Дымково.
Воспитатель: Экскурсовод первого зала музея Юля расскажет нам о дымковских игрушках.
Юля: Издавна в селе Дымково проходили весной большие ярмарки, на которых люди продавали и покупали разные вещи. И вот всю зиму женщины села Дымково лепили для продажи на ярмарке глиняные игрушки. Зачастую это были свистульки. И наполнялась ярмарка веселым свистом. Оттого и прозвали этот праздник «Свистунья».
Воспитатель: Спасибо. А Оля расскажет нам стихотворение о дымковской игрушке.
Оля: Мягко падает снежок. Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом – точно в дымке все кругом,
Голубые дали. И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, там рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки непростые, а волшебно расписные:
Белоснежны как березки, клеточки, кружки, полоски.
Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Какие цвета брали для росписи дымковских игрушек?
Дети: Желтый, синий, красный, зеленый, черный.
Воспитатель: Рассмотрите узоры на этих игрушках. Какие элементы встречаются чаще всего?
Дети: Круги, овалы, клетки, полоски, точки.
Воспитатель: А теперь перейдем к следующему стенду… А здесь какие игрушки представлены?
Дети: Филимоновские.
Воспитатель: Да, мы тоже раньше знакомились с ними. О филимоновских игрушках нам расскажет экскурсовод Лера.
Лера: Название этих игрушек идет от тульского села Филимоново. Они тоже яркие, нарядные, веселые. Но их не спутаешь с дымковскими. У них вытянутые формы и своя особая роспись. А еще –все филимоновские игрушки –это свистульки.
Воспитатель: Да, филимоновские игрушки вытянутые. Как будто они удивляются чему то, сильно вытянув шеи. Коровы при этом становятся похожими на жирафов, медведи – на Змей Горынычей. Какие три главных цвета используются в их росписи?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
Воспитатель: Какие элементы чаще встречаются в росписи филимоновских игрушек?
Дети: Это чаще всего полоски. К ним добавляются точки, круги, звездочки.
Воспитатель: Верно. И, как уже сказала нам экскурсовод, все филимоновские игрушки – это свистульки (демонстрирует). А Илюша прочитает стихотворение о филимоновских игрушках.
Илья: Длинношеие игрушки скачут по дорожке.
У лошадок – только ушки, у коровок – рожки.
Чудо-глину добывают в области да Тульской.
Вылепляют, обжигают звонкую свистульку!
И полоской украшают: красной, желтой, синей
И зеленой. Потешает пестрота всех линий.
А на грудку к петушочку солнышко уселось,
Чтобы милому сыночку весело свистелось!
(Переход к другому «стенду»)
Воспитатель: И здесь тоже народные глиняные игрушки. А родом они из далекого северного села Каргополь и называются каргопольские. Посмотрите, как они отличаются от дымковских и филимоновских. Давайте послушаем, что нам расскажет о них экскурсовод Полина.
Полина: Эти игрушки кажутся неуклюжими, тяжеловесными. У них большие головы, большие руки и ноги., сплющенные лица. Расписаны они простыми и ясными узорами: большие огненно-красные круги, кресты, кольца, веточки растений. На одной игрушке красок не больше 3-4 цветов. И цвета эти неяркие.
Воспитатель: Вот и прошли мы по нашему музею. Скажите мне, что объединяет все увиденные нами здесь игрушки?
Дети: Все они придуманы русскими мастерами очень давно, все они сделаны из глины, ими можно играть.
Воспитатель: А в чем различия?
Дети: У них разные формы и разные узоры в росписи.
Воспитатель: А сейчас мы с вами из музея переходим в мастерские и продолжим работу над игрушками, которую начинали раньше. Каждый из вас выбирал, какую игрушку слепить, затем мы ее грунтовали, т. е. закрасили белым цветом. А теперь нам надо их раскрасить, расписать характерными узорами. Но сначала мы разомнем свои пальчики, подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Девочки и мальчики! Расправьте свои пальчики,
Пополам согните, в кулачок сожмите,
Раскройте ладошки, встряхните немножко.
Чтоб красиво рисовать, надо ручкам отдыхать.
(все движения выполняются согласно тексту)
Воспитатель: Теперь проходите к тем игрушкам, которые вы слепили ранее.
(Дети проходят к столам с глиняными заготовками и материалами для рисования, садятся).
Эта мастерская (1-й стол) у нас будет дымковской; эта (2-й стол) –филимоновской ; эта (3-й стол) –каргопольской.
(У каждого стола мольберт, на нем лист с отдельными элементами нужной для данного стола росписи).
Воспитатель: На этом листе (показ детям, сидящим за первым столом) дымковские узоры, напоминающие, как можно расписать дымковскую игрушку. На этом… (то же самое –детям, сидящим за 2-м и 3-м столами). А сейчас приступайте к работе.
(Дети рисуют. В это время звучат записи русских народных песен).
- - - - - - - - - - - -
(По окончании работы воспитатель помогает детям разместить свои игрушки на демонстрационной лесенке).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие замечательные веселые игрушки у нас получились. И дымковские, и филимоновские, и каргопольские. Как различаются они, но все хороши!
Изделия русских игрушечников – наша национальная гордость. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно увозят домой на память нашу русскую народную игрушку. И, как знать, может для кого то из вас изготовление игрушек станет профессией, вы тоже будете народными умельцами.
Хороша игрушка расписная: вся поет, бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая ставшего искусством ремесла.