Альбина Патергина
Ознакомление детей второй младшей группы с миром насекомых «Соседи по планете — насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
Перевозский детский сад "Солнечный"
Тема: "Соседи по планете - насекомые"
(ознакомление детей II младшей группы с миром насекомых)
Воспитатель: Патергина А. А.
2017 г.
Тема: "Соседи по планете - насекомые
Цель: Налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, расширение и углубление знаний детей о насекомых, развитие познавательных и творческих способностей.
Темочки:
Задачи:
Образовательная: Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память.
Развивающая: Развивать творческую активность; воображение; речь.
Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Предварительная работа: наблюдение, рассматривание, загадывание загадок, беседы про насекомых, чтение художественной литературы (энциклопедии, рисование, лепка).
Пособия: презентация "Соседи по планете-насекомые", картинки насекомых, краски, кисточки, бумага.
План проведения.
1. Организационный момент.
Беседа: Что мы видим вокруг?
2. Загадки.
3. Физкультминутка "Кузнечик".
4. Творческая работа
5. Итог занятия.
Ход мероприятия
1. Организационный момент:
Беседа: Что мы видим вокруг?
Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим себе лето. Какое нежное и ласковое солнышко. Его лучики играют с нами, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц.
Я предлагаю отправиться на поляну, чтобы лучше узнать жизнь насекомых.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько здесь прекрасных цветов! А ещё, какие цветы вы знаете? (ответы детей). А как вы думаете кого привлекают цветы? (ответы детей)
Каких насекомых мы можем встретить на поляне? (Жучков, паучков, кузнечиков, божью коровку, муравья). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко)
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки о насекомых. (Слайд 1)
Кто с листочка на травинку
Быстро скачет вдоль тропинки?
Кто так весело стрекочет, Рассказать о чем-то хочет?
Этот человечек – зелененький (Кузнечик)
(Слайд 2)
Не мычит коровка та, нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает, под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ носит жук.
Растеньям – страж.
С вредной тлёй воюет ловко эта. (Божия коровка.)
Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жучков так и называли – "Солнышками". Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. А как?
Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
"Холодно будет или тепло? "
Если жучок взлетел при слове "холодно", человек ждал холода, если при слове "тепло" - ждали тепла.
Воспитатель: Может кто-то из ребят знает, что означают точки на крыльях у коровки? (ответы детей) Точки "рассказывают" нам о его "имени".
Коровка с двумя точками так и называется – двухточечная.
С пятью – пятиточечная
С семью – семи точечная.
Зачем же такой яркий наряд маленькому жучку? Оказывается, он носит угрожающий и предупреждающий характер. Серенького жука никто не запомнит, а у божьей коровки расцветка такая, что ее все узнают издалека. Птица попробует яркое насекомое и больше не зацепит, запомнит невкусного жучка. Лягушки и ящерицы также не едят это насекомое, даже пауки, и те отказываются от такой пищи.
Весь секрет несъедобности божьих коровок в яде, который они выделяют в виде оранжевой капли. Если ненароком прижать жучка пальцами, то он по каналам в лапках выпустит ядовитую желтую жидкость. Это происходит не из-за его желания, просто у божьей коровки такое строение коленей. Только она подожмет ножки, как выступает жидкость. Это яд, который обжигает горло птицам и другим хищникам. Кроме того, желтая жидкость неприятно пахнет. Под нее даже маскируются другие жуки с надеждой, что птицы их не тронут.
Воспитатель: Чем питаются божьи коровки? (ответы детей)
Правильно ребята! Хотя вид у божьей коровки мирный, она – самый настоящий хищник. Основная её еда – тля. Божья коровка за день съедает сотню, а то и больше тли. Эти жуки – прекрасные защитники полей, садов и огородов, ведь тля, которую они так любят, очень вредит растениям. Поэтому люди давно считают божьих коровок своими помощниками.
(Слайд 4)
Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться, вот и меду принесла
Работящая (Пчела)
Воспитатель: Слышите? Откуда-то доносятся странные звуки: "ж-ж-ж".
Да это же пчела летит собирать сладкий сок – нектар с цветков.
А как же она опыляет цветки? (ответы детей). Правильно ребята! Залезет пчела в один цветок, соберет нектар, а заодно брюшко в пыльце измажет. Перелетит потом на другой цветок, там пыльцу оставит: так происходит опыления. Если цветок опылился то, после цветков появляются плоды и семена.
Пчёлы и растения – большие друзья.
Пчёлы ярко окрашены. Она предупреждает всех: "Не троньте меня, а то ужалю! "
Жужжит, летает у стола –
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски - словно у осы, на брюшке - капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель –
Большой, мохнатый, толстый (Шмель)
(Слайд 5)
Длинный, мягкий и худой,
Он живёт в земле сырой.
Только в небе солнце всходит,
Он домой к себе уходит.
Но лишь дождичек пойдёт,
Он на улицу ползёт.
Удивительный чудак, этот дождевой. (Червяк)
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды, у него полно друзей.
Тот работник (Муравей.)
Воспитатель: Ребята, а теперь настало время поближе познакомится с муравьем. Скажите мне пожалуйста, а где живут муравьи? (ответы детей) Семья одного муравейника охраняет от опасных насекомых большой участок леса.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют "санитарами леса". Муравьёв называют "санитарами" леса неспроста. Одного муравейника хватает на большую территорию, чтобы защитить деревья и растения от насекомых-вредителей. Нет такого насекомого, которое было бы в состоянии противостоять многочисленным отрядам этих сильнейших существ.
4. Физминутка "Кузнечик"
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок, сели, сели
Травушку покушали,
Тишину послушали
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
(Слайд 6)
Над цветами вертолет
Совершает свой полет,
Лопастями из слюды
Размахался у воды, Полушария-глаза,
Вертолетик. (Стрекоза)
Воспитатель: Давайте поговорим о стрекозе. Стрекозы – самые прожорливые хищники нашей планеты. Летом стрекозы летают почти над любой лужайкой, вдоль дорог. Некоторых крупных стрекоз называют дозорщиками. Представляете она может съедать сорок мух в день. Стрекозы – отличные летуны. Они могут летать с огромной скоростью.
(Слайд 7)
Что за странная картинка?
Вот пушистая травинка
Плавно по листку ползет.
Все жует, жует, жует.
Не жучок, не птица.
Это …. (Гусеница)
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Воспитатель: Молодцы ребята со всеми загадками справились. А расскажите, как нужно вести себя в лесу, на поляне? (Не шуметь, не мусорить, не разжигать костры). Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо любить и беречь! Нам пора возвращаться, нас ждут интересные дела. А на прощание скажем свои пожелания природе ( высказывают свои пожелания: мы будем заботиться, охранять, защищать, поливать растения и т. д.)
5. Творческая работа
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю раскрасить бабочек.
Воспитатель: Вы так старались, у вас получились красивые и весёлые бабочки. Я вижу, что, вам очень понравилось путешествие на поляну. А что нового узнали? (Ответ)
Какие вы все молодцы: вы так хорошо отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и рисовали рисунки. Всем большое спасибо.