Галина Лисник
Ожившие музыкальные странички «Детского альбома» П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Ожившие музыкальные странички
«Детского альбома» П. И. Чайковского.
Цель : Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского и его фортепианным циклом «Детский альбом»
Задачи:
Публикация «Ожившие музыкальные странички „Детского альбома“ П, И, Чайковского» размещена в разделах
Развивать эмоциональную готовность к созданию выразительных образов, созвучных эмоциональному состоянию детей. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с новыми музыкальными произведениями. Содействовать возникновению и первоначальному эстетическому вкусу. Создавать творческую, положительно окрашенную обстановку. Формировать интерес и способность к образному восприятию музыки, прививать навыки слушания классической музыки.
Оборудование: Мольберт с портретом П. И. Чайковского, экран, мультимедийная установка, на экране презентация «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Музыкальный материал музыка П. И. Чайковского :
«Утренняя молитва»
«Марш» из балета «Щелкунчик»
«Марш деревянных солдатиков»
«Русская песня»
«Полька»
«Игра в лошадки»
«Итальянская песенка»
«Старинная французская песенка»
«Шарманщик поёт»
«Вальс»
«Сладкая грёза»
«Баба Яга»
«В церкви»
«Первый концерт фортепиано с оркестром»
Под музыку “Марш” из балета “Щелкунчик”П. И. Чайковского дети входят в зал и встают около стульчиков, которые стоят по четыре по боковым стенам. Убранство зала — это сказочный городок, где живут герои музыкальных произведений “ Детского альбома”. Чуть подальше от центральной стены стоят две башенки, около центральной стены расположены большие мягкие игрушки. На стене из разноцветных лент изображён праздничный фейерверк. Башенки и центральная стена обвиты ёлочными гирляндами, которые горят на протяжении всего праздника. Важным, в празднике является отражение образа музыкального произведения в костюме. На столике стоит книга — “Детский альбом”
Музыкальный руководитель
Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель.
Соловей растревоженный в роще,
Пастуха запевает свирель.
Всё впитается в чуткую душу
И вернётся мелодией вдруг.
Тихий мальчик из Воткинска слушал Звуки милой природы вокруг.
Эти строки посвящены великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.
На протяжении многих лет его музыка неразрывно связана со многими поколениями жизни людей.
Композитор Чайковский создал музыкальные произведения известные во всём мире. Его музыку знают и любят люди разных стран.
Пётр Ильич Чайковский умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека - столкновение добра и зла, надежду на счастье. Его музыка очень мелодична, выразительна и обворожительно красива. С музыкой Петра Ильича Чайковского мы встречаемся ещё в самом детстве - это и балеты для детей “Щелкунчик”, “Спящая Красавица”; сборник “Детские песни” и, конечно же, знаменитый “Детский альбом”.
Мы с вами знакомы со многими музыкальными пьесами из альбома, назовите их (ответы детей). Наша сегодняшняя встреча с героями “Детского альбома” будет не совсем обычной.
Звенит треугольник. Звучит голос феи (“за кадром”, чтобы создать этот эффект можно использовать микрофон).
Фея
Здравствуйте, ребята! Я - добрая Фея! Хранительница музыки “ Детского альбома” П. И. Чайковского. Вы меня не видите, потому что я летаю невидимкой в мире музыкальных звуков. Но придёт время и мы встретимся, так же как и со всеми героями этого замечательного альбома. Что же сегодня произойдёт необычного, волшебного? Музыкальные странички с их героями оживут. И мы окажемся в удивительном мире. Мысленно перелистывая каждую страницу, музыкальные звуки будут рисовать новый
образ; и герои альбома, как и мы, будут веселиться и играть, петь и танцевать, мечтать и страдать, удивляться всему тому, что происходит вокруг.
Музыкальный руководитель подходит к альбому Бом-бом, бом-бом! Открывается альбом!
Звенит муз. треугольник Музыкальный руководитель открывает первую страницу “ Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Утренняя молитва”). Выключается свет Звучит "Утренняя молитва”. Из городка появляется мама (на ней платье эпохи XIX века, на голове лёгкий газовый шарфик) со свечой в руках. Подходит к иконе.
Взрослый произносит слова молитвы.
Господи Боже! Спаси, обогрей. :
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.
Мама уходит, во время последних звуков пьесы мальчики-солдатики занимают места около башенок (2 мальчика). После окончания музыки включается свет Музыкальный руководитель
Перевернём страницу, и узнаем, куда мы с музыкой шагаем!
Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “ Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Марш деревянных солдатиков ”).
Мальчики-солдатики
Мы деревянные солдаты,
Мы маршируем левой-правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.
Мы маршируем чётко, браво.
Нам не страшны путей преграды.
Мы охраняем городок,
Где музыка живёт!
Солдатики маршируют под пьесу “Марш деревянных солдатиков”, выполняя несложные перестроения.
Ребёнок.
В ручеёк брось цветок - Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей - Станет сердцу веселей.
Музыкальный руководитель
Страницы книги мы листаем и русскую песню мы встречаем.
Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “ Детского альбома” (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Русская песня”). Девочка в русском народном костюме, используя русские плясовые движения, исполняет “Русскую песню”.
Ребёнок.
В нашем дивном саду распустилась сирень,
И дыша ароматом, мы кружились весь день.
Наши руки сплелись в чудном танце цветном,
Солнце нас озаряет своим тёплым лучом.
Музыкальный руководитель
Страница книги - перевернись! И с нами в танце закружись!
Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “ Детского альбома” (на ней изображены иллюстрации к пьесам “Полька”, “Игра в лошадки ”).
Дети исполняют танец “Полька”
Мальчик
На своей лошадке вихрем я лечу,
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.
Мальчики с лошадками исполняют ритмическую композицию “Игра в лошадки”. Музыкальный руководитель
Бом-бом! Бом-бом! Мы листаем наш альбом! Вместе с ним мы понесёмся над Землёй. В путешествие отправимся с тобой!
Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “ Детского альбома” (на ней изображена совместная иллюстрация к пьесам “Итальянская песенка”, “Неаполитанская песенка”).
Ребёнок.
Карнавал, карнавал!
Чудных масок полон зал!
Вот Пьеро и Арлекино,
Риголетто, Коломбина.
Плещет нежная волна - Мы в Венеции, друзья!
Исполняется “Итальянская песенка”. Выходит Пьеро и Коломбина. Пьеро берёт мандолину, изображает игру на ней.
Коломбина
Небо над Неаполем - вечно голубое.
Здесь под солнцем южным встретимся с тобою.
Везувий гордо возвышается над городом моим.
Неаполь! Я живу дыханием твоим!
Девочки исполняют танец тарантеллу, звучит “Неаполитанская песенка”.
Музыкальный руководитель
Продолжим путешествие, и узнаем. В какую эпоху мы попадаем?
Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу “ Детского альбома” (на ней иллюстрация к пьесе “Старинная французская песенка”).
Выходит Девочка-принцесса
Девочка-принцесса исполняет танцевальную импровизацию, звучит “Старинная французская песенка ” (синтезатор).
Музыкальный руководитель
Бом-бом! Бом-бом! Мы листаем наш альбом!
Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу «Детского альбома» (на ней изображена иллюстрация к пьесе “Шарманщик поёт”). Шарманщик.
Если снег - я иду. Если дождь - я иду,
Медленно ручку шарманки верчу.
Вот обезьянка с весёлою мордочкой Строит детишкам забавные рожицы.
Может быть, есть на свете страна,
Чтоб горя не знала она?
Где млечные реки текут,
И хлеб всем голодным дают.
Исполняется композиция “Шарманщик поёт”. Шарманщик медленно обходит детей, крутит ручку шарманки. В конце музыки уходит за ширму.
Музыкальный руководитель
Волшебную книгу мы листаем, в чудесную сказку попадаем!
Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу "Детского альбома” дети рассматривают иллюстрации к пьесам “Вальс”, "Сладкая грёза”.
Звучит музыка «Сладкая грёза»
Далее звучит «Вальс», девочки с легкими шарфиками исполняют композицию “Вальс”, появляется Фея в танце вальса
Дети читают стихи:
У Феи - глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно-чудные,
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.
К. Бальмонт
Росинка с грёзой серебристою
. Выключается свет, фея сопровождает это движениями рук.
Тишина в зале нарушается резкими звуками пьесы “Баба-яга”. Включается свет Появляется Баба-Яга
В это время фея и Баба-Яга в движениях изображают борьбу добра и зла, в конце музыки Баба-яга, как бы заколдовывает фею и убегает. Тишина. Звучит музыкальная пьеса “Сладкая грёза” - девочки-феечки исполняют танцевальную композицию под данную музыку. Фея оживает
Фея
Послушай.
И ты услышишь музыку вокруг.
По всей Вселенной разлетается Мелодией роодённый звук.
Дыханье ветра, шум прибоя,
Иль царство вечного покоя,
Где лишь песчинка шелестит,
И ящерка хвостом юлит.
Фея
А может - это песнь дождя?
Что серебром своим
Играет, музыку даря,
А мы её храним.
Фея подходит к центральной стене.
Звенит муз. треугольник. Музыкальный руководитель переворачивает страницу «Детского альбома» (на ней изображена иллюстрация к пьесе “В церкви ”).
Под пьесу “В церкви” выходит девочка-ангел. Она обходит по кругу всех детей, становится по середине между башенками и расправляет руки.
На вторую часть пьесы все дети постепенно встают и занимают места для заключительной сцены, где они располагаются по всему залу, образовав небольшие группки (например, - солдатики около башенок; перед ангелом, на одно колено, присаживаются девочки, исполнявшие композицию “Сладкая грёза”; девочки, исполнявшие композицию “Вальс”, по две разбегаются и становятся друг против друга, сделав “Звёздочку”; принцесса и девочка в русском костюме становятся около них, с разных сторон; девочка и мальчик, принимавшие участие в композиции “Итальянская песенка” становятся в середину зала ближе к зрителям — мальчик присаживается на одно колено, девочка, взяв его правую руку своей, выполняет “Реверанс”; взрослые-герои занимают места около центральной стены — за ангелом.
После заключительных аккордов пьесы “В церкви” — небольшая пауза, дети стоят на местах.
В грамзаписи звучит главная тема “Первого концерта для фортепиано с оркестром”
Дети, начиная с героев, которые расположены ближе к зрителям, по очереди выполняют поклоны (в духе образа) и выходят из зала в противоположную сторону от центральной стены, последним “улетает” ангел. Взрослые герои машут рукой и постепенно отходят к центральной стене.
После музыкального спектакля дети обмениваются впечатлениями с педагогами, родителями, полученными на празднике. Рассматривают “Детский альбом”, выполненный родителями. Фотографируются, чтобы остались фотографии на память для самодельного “Детского альбома”.