Кондусова Наталия
Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ.
Главная задача нашего дошкольного учреждения - сохранение и укрепление здоровья детей.
Вопросы физкультурно-оздоровитетельной работы в ДОУ на сегодня являются актуальными. По данным Минздрава России уровень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. 1 место- болезни органов дыхания, 2 – пищеварения, 3 – инфекционные заболевания, 4 и далее - болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, костно-мышечные патологии.
Публикация «Оздоровительные игры и упражнения в работе ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
При поступлении в детский сад значительное число детей от 20 до 50%, имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. Не все родители в наше время имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места, необходимое оборудование для полноценного физического развития.
В дошкольный период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Появившаяся в последние годы тенденция ухудшения здоровья дошкольников, психического и речевого развития, говорит нам о необходимости изменить эту ситуацию. Отсюда,можно предположить, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему Проведение оздоровительных игр не требует специальной площадки или особого оборудования. Эти игры проводятся в целях восстановления у детей комфортного психологического состояния. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.
В оздоровительной работе с детьми мною используются:
• Игры на формирование правильной осанки.
Нарушение осанки отрицательно влияет на деятельность сердца, желудка,печени,почек.
В задачи игр входят:
-укрепление опорно-двигательного аппарата,
-усиление мышечного «корсета» позвоночника,
-улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.
Игры и упражнения::
«Перешагни через веревочку», «Попади в ворота мячом», «Коршун, и наседка», «Морская фигура», «Рыбки и акулы», «Футбол».
«Кошечка», «Крылышки», «Самолёт», «Лодочка», «Прогнись», упражнения с гимнастическими палками.
• Игры на преодоление ожирения. При постоянном проведении таких игр повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой.
Игры и упражнения: «Самый быстрый» «Мы веселые ребята», «Горелки» «Кот и воробушки».
• Игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, брохолёгочных заболеваний.
Такие игры восстанавливают носовое дыхание. Данные игры проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером.
Игры и упражнения :«Кто громче», «У кого шарик выше», «Воздушный шарик».
• Игры, направленные на преодоление плоскостопия способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы. Плоскостопие, как правило, встречается у слабых, физически плохо развитых детей. При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты.
Игры и упражнения: «Спящий кот», «Парашютисты», «Ловкие ноги»,, «Мяч бросай, не теряй», «Донеси, не урони», «Гуси-лебеди», «Самый стойкий», «Поймай комара»,«Эстафета с палочкой», ходьба по ребристой доске,упражнения с мячом, с гимнастической палкой и другие.
• Игры для преодоления последствий инфекционных заболеваний. При ф щадящем режима дня такие игры помогут ребенку обрести уверенность в себе, улучшат его психическое здоровье. Игры вызывают жизнерадостное настроение, способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека Подвижные игры, позволяющие устранить отставание в развитии, должны быть направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползания и т. д.
Игры и упражнения: «Поймай мячик», «Ежик вытянулся-свернулся». «Казаки-разбойники», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Поймай мяч», «Кто дальше бросит».
Кроме этого я хотела бы отдельно выделить упражнения с мячами-фитболами.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы многих специалистов Европы.
е рефлексы.
Мяч многофункционален и может использоваться в комплексах упражнений как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах могут иметь различную направленность:
— для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
— для укрепления мышц брюшного пресса;
— для укрепления мышц спины и таза;
— для укрепления мышц ног и свода стопы;
— для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
— для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
— для формирования осанки;
— для развития ловкости и координации движений;
— для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
Так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то занятия по фитбол-гимнастике проводятся в игровой форме и с использованием подвижных игр.
Общие требования проведения оздоровительных игр:
- необходимо выбирать игры небольшой психофизиологической нагрузки;
- продолжительность одной игры — до 5 минут, можно увеличить до 10-15 минут с перерывами на отдых, музыкальными заставками;
- оздоровительные игры должны оказывать разностороннее воздействие;
- зрослый сам должен «включиться» в игру;
- необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.
Критериями усталости организма являются следующие признаки:
а) ребенок сильно возбужден, без толку суетлив, чересчур отвлекается или вялый;
б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;
в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;
г) ребенок сильно потеет, особенно лицо;
Для снижения нагрузки необходимо:
— уменьшить время НОД;
— уменьшить число повторений, одной и той же игры;
— упрость сюжет игры;
—включить более частое число пауз (отдыха и дыхательных упражнений);
И в заключение, я хотела бы подчеркнуть- ценность игровых форм оздоровления, которые позволяют дать физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня.
Результатом целенаправленной физкультурно – оздоровительной работы является стабильно низкий уровень заболеваемости воспитанников, хороший уровень физической подготовленности выпускников, которые продолжают свою спортивную деятельность в городских спортивных секциях.