Светлана Кузнецова
Оздоровительно-развивающая работа с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в т. ч. детей. ФГОС ставит задачу воспитания и развития, в первую очередь, здоровых дошкольников. Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье детей и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. У детей дошкольного возраста, когда жизненные установки ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни. В связи с этим педагогами разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.
Публикация «Оздоровительно-развивающая работа с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Целью своей оздоровительной работы с детьми считаю оздоровление детей в условиях детского сада, а также тесное сотрудничество с семьёй в вопросах оздоровления детей в домашних условиях. Обязательным условием для успешного выполнения задач ФГОС по данному разделу считаю комплексное применение гигиенических факторов, двигательной активности, закаливания, дозируемых по возрасту детей.
В условиях детского сада дети живут по режиму, что благоприятно влияет на здоровье. Так нормальный дневной сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Задача педагога создать условия для быстрого засыпания детей (проветрить спальню; создать у детей настрой на отдых, пожелать им приятного сна, с удовольствием дети воспринимают художественное слово, например:
«Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.»
Регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на процесс пищеварения и, как следствие, содействует нормальному росту и развитию ребёнка. «Приём пищи–это большая релаксационная пауза», поэтому педагогу надо стараться процесс принятия пищи сделать желанным, объяснять полезность тех или иных блюд, следить за сервировкой столов, за чистотой салфеток, чтобы вся окружающая обстановка вызывала у детей аппетит. Также большое значение имеет использование режимных потешек. В группе у нас действует «Правило чистых тарелок», и дети сами искренне радуются, когда могут выполнить это правило. Во время еды педагогу необходимо следить за правильной осанкой, а также формировать культурно-гигиенические навыки (брать пищу небольшими кусочками, хорошо пережёвывать пищу с закрытым ртом, правильно держать столовые приборы и т. д.) Прививая культурно-гигиенические навыки, решаются задачи заботы о чистоте своего тела, закаливания во время мытья рук, лица, промывания носа. А потешки «Водичка, водичка, умой моё личико» или «Расти коса до пояса», разученные ранее, помогают детям выполнить эти процедуры с большим желанием.
Соблюдение температурного и воздушного режима благоприятно влияет на дыхательную систему ребёнка и на весь организм в целом, поэтому необходимо должным образом следить за режимом сквозного и частичного проветривания. Но никакое проветривание не заменит детям прогулки. Соприкосновение с естественными силами природы, эмоциональный подъём, высокая двигательная активность, которые сопровождают прогулку, имеют колоссальное влияние на здоровье и физическое состояние ребёнка. В данном режимном процессе важно развивать у детей двигательную активность, стараться задействовать малоактивных детей, но в то же время распределить физическую нагрузку таким образом, чтобы дети не устали, т. е. чередовать виды деятельности. В тё плый период года на прогулке проводим закаливание: ходим босиком по траве (трава на участке у нас мягкая, а утром с капельками росы, по песку. В жаркие дни брызгаемся брызгалками. Солнечные ванны принимаем с осторожностью: в утренние часы, когда солнце наиболее безобидное, выносим детям коврики, на которых они могут посидеть или полежать на солнышке. Закаливая детей, важно помнить правило Гиппократа: «не навреди», строго дозировать закаливающие процедуры, использовать защитные средства (панамки, кепки, одевать детей соответственно погодным условиям. В любое время года на прогулке используем дыхательные упражнения, особенно любимы детьми имитационные упражнения типа «лесорубы», «насос», «шипение гусей», «надувание и сдувание воздушных шаров» и т. д.
Также, безусловно, большое значение для оздоровления и развития дошкольников имеет физкультурно-оздоровительная работа. Систематическое использование разнообразных форм и методов физкультурно-оздоровительной деятельности тренирует мышцы тела детей, активизируются обменные процессы, создаются благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Основой физкультурно-оздоровительной работы считаю игровую мотивацию, ведь дети с удовольствием подражают действиям животных, насекомых, птиц, временам года и пр. Также большое значение для продуктивности данной работы является эмоциональный настрой воспитателя, его задор, артистичность, умение правильно показать упражнение. Т. е. педагог сам в душе должен быть немного ребёнком, чтобы заинтересовать детей на предстоящую деятельность. Основной формой физкультурно-оздоровительной работы с детьми, на которой дети получают много новых знаний, умений и навыков, а также развиваются физически является физкультурное занятие, на котором воспитатель, вместе с физ. инструктором, помогая детям справиться с возникающими трудностями, отмечает себе с кем из ребят надо позаниматься индивидуально в группе, используя соответствующие пособия, которые имеются в наличие физкультурного уголка группы. Планирую и использую в своей работе с детьми разные формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после дневного сна, занятия на спортивных тренажёрах, физкультурные праздники и досуги. Подборку комплексов упражнений произвожу из соответствующей литературы, согласно возрасту детей и задачам. Также в работе с детьми для снятия напряжения использую успокаивающие формулы, восстанавливающие формулы, релаксацию «Ленивый барсук», «Рыбки отдыхают на дне». Проводя на занятиях, в физкультурных паузах самомассаж ручек, ножек, носовых пазух, мочек уха, решаем задачи оздоравливания детей, обеспечиваем прилив крови к частям тела, тонизируем весь организм. («Поиграем с ручками», «Поиграем с ножками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком»)
Особое внимание хотелось ещё обратить на профилактические мероприятия. Это профилактика плоскостопия, простудных заболеваний, заболеваний органов дыхательной системы, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Помимо профилактических упражнений, которые мы ежедневно включаем в комплексы утренней гимнастики, зарядки после сна, в физкультурные паузы, а также мероприятий (витаминотерапия (напиток «Золотой шар», ароматерапия – под руководством мед. сестры распыляются лечебные пары пихты, мяты и др., а также вдыхание паров свеженарезанного чеснока; фитотерапия – особенно любим детьми отвар ягод шиповника; диетотерапия, необходимо планировать и использовать в своей работе индивидуальную работу с ослабленными детьми и детьми, имеющими отклонения или предпосылки отклонений в физическом развитии. Так, например, если у нас в группе у Егора имеется выраженное плоскостопие, то ему предлагается покатать мяч, палку ногами, захватывать пальцами ног маленькие мячи и др. Для профилактики плоскостопия у детей используем массажный коврик с нашитыми пуговицами, палочками, деталями пластмассового конструктора. Помимо стандартного оборудования в физкультурном уголке целесообразно иметь нестандартное оборудование. В нашей группе это «лыжи» из пластиковых бутылок, надев которые ребёнок выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника, с их помощью развиваем координацию движений и проф. плоскостопия. Это д/и из пластиковых бутылок «Накорми птенца» и бельбоки на развитие меткости и глазомера. Также это модуль «Черепаха», мягкие кубики заводского производства. Следует отметить, что нестандартные тренажёры малогабаритны, экономичны и достаточно эстетичны.
Элементарные знания детям об возможных опасностях для здоровья и жизни даём на занятиях по ОБЖ, уточняем и закрепляем знания, полученные на занятиях в беседах, инсценировании возможных ситуаций, например: «Один дома».
В заключении остаётся добавить, что никакая оздоровительная работа не будет иметь положительно-стабильного результата без совместной работы с родителями. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью в свободное время всей семьёй. С этой целью мы оформляем родительские уголки по соответствующей тематике, проводим индивидуальные и коллективные консультации, проводим агитацию по привитию детям ценностного отношения к здоровью, предлагаем комплексы для профилактики нарушений физического развития, простудных заболеваний.
Подводя итог своему докладу, делаю вывод, что в целях оздоровительно-развивающей работы с детьми, необходимо проводить систематическую, разностороннюю, кропотливую работу, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка, по оздоровлению, в тесном сотрудничестве с родителями.