михайлова надежда
Оздоровительная работа с малышами
▼ Скачать + Заказать документы
Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает вс, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние реб нка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.
Публикация «Оздоровительная работа с малышами» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности считаю сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Проанализировав статистические данные частоты заболеваемости детей дошкольного возраста, а также изучив медицинские рекомендации поступающих детей в ДОУ, сделала вывод, что на этапе дошкольного детства необходима работа по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.
Важное место в жизни детского сада и укрепления здоровья детей является утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Комплекс гимнастики в зависимости от возраста состоит из 5–8 16 упражнений, каждое из которых выполняется 6–8 раз. Продолжительность утренней гимнастики от 5 до 10 минут. При подборе физических упражнений на утреннюю гимнастику необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения подбираются для всех групп мышц из разных исходных положений, различной интенсивности, темпа; использование разнообразных пособий и ритмичномузыкального сопровождения. В практике дошкольных образовательных учреждений наиболее распространены следующие виды утренней гигиенической гимнастики: смешанного типа, сюжетные, подвижные игры с разным уровнем подвижности, с элементами йоги и другие. Ритмическая гимнастика оказывает благотворное влияние на весь организм в целом, поэтому рекомендуется для людей большого возрастного диапазона, в том числе, и для дошкольников. Составление и разучивание комплексов ритмической гимнастики включает в себя следующие этапы: определение задач комплекса; подбор соответствующих возрасту и подготовленности детей упражнений, их дозировки и темпа; определение основной и заключительной частей комплекса, распределение времени на выполнение упражнений; подбор соответствующей музыки; разучивание комплекса с детьми без музыки; выполнение комплекса ритмической гимнастики под музыку. Выполнять один комплекс можно в течение 1–2 месяцев, добиваясь качественного выполнения упражнений всеми детьми, увеличивая темп и, достигая тем самым тренирующего эффекта. Модифицируя движения и заменяя по 1–2 упражнения в ритмической гимнастике, можно постепенно перейти к другому, более сложному комплексу. Важно в работе с дошкольниками использовать разные виды гимнастики (дыхательную, пальчиковую, корригирующую, направленные на улучшение работы основных физиологических систем и органов растущего организма. Формирование навыков правильного рационального дыхания является одним из условий, способствующих укреплению здоровья ребёнка, повышению 17 сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Дыхательной гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2–3 мин. Количество упражнений в комплексе 4–5, каждое упражнение выполняется 2–3 раза. Продолжительность дыхательного акта для детей дошкольного возраста до 3–4 счетов. Исходное положение при выполнении гимнастики – стоя, сидя, упор сидя или лежа. Для совершенствования функции внешнего дыхания целесообразно использование игр и упражнений игрового характера с произношением различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе (звукоречевая гимнастика). Пальчиковая гимнастика направлена на совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В комплекс гимнастики входят от 6–8 до 10 упражнений. Специальные задания для рук выполняются как с предметами, так и без них. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Каждый комплекс пальчиковой гимнастики имеет своё сюжетнообразное название, проводится в течение 3–5 мин, 2–3 раза в день. Корригирующая гимнастика предназначена для профилактики и коррекции различных нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, свода стопы). В работе можно использовать комплексы, которые содержат 6–8 упражнений. Продолжительность выполнения 10–15 мин. Темп выполнения упражнений средний или медленный. Между упражнениями не должно быть длительных интервалов отдыха. В течение недели желательно проводить 2–3 занятия корригирующей гимнастикой.
«Гимнастика пробуждения» даёт прекрасный оздоровительный эффект и при этом доступна и приятна детям. Пробуждение должно быть «для всех» и «для каждого в отдельности ребёнка». Для проведения комплекса гимнастики после сна следует подбирать простейшие по структуре и несложные по выполнению физические упражнения. Статическая нагрузка является одной из самых тяжёлых для дошкольников. Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния ребёнка являются физкультминутки. В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия.
Подвижные игры между занятиями решают задачу активного отдыха детей, способствуют снижению утомления, которое наблюдается к концу занятия, повышению работоспособности и поддержанию её на более высоком уровне на последующих учебных занятиях. Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности.
Я считаю, что проблема оздоровления детей не решается одним днем и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Из стен дошкольного учреждения должны выйти воспитанники не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные, ответственные, владеющие навыками сохранения своего здоровья. Поэтому возникла актуальность поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. В результате этого в первой младшей группе детского сада был разработан кружок : «Непоседы», он физкультурно-оздоровительный, который успешно реализуется нами.
Разработка этого кружка привела к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.
В разработке программы участвовали: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Цель программы:
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ; проектирование и внедрение в образовательное пространство ДОУ комплексной модели здоровьесбережения.
Задачи:
- повысить показатели здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей;
- обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с педагогами, воспитанниками и родителями.
Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов МДОУ
С воспитанниками работа представлена :
• системой физкультурно-оздоровительных мероприятий,
• системой закаливающих мероприятий,
• двигательного режима.
С педагогами работа представлена организацией гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских мероприятий, организацией и проведением мероприятий по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду.
С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья, спортивные праздники досуги).
На данном этапе анализ результативности работы по «Непоседы» свидетельствует о систематической и планомерной работе коллектива по данному направлению. Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению, уровень физического развития составляет 87%. Воспитатели используют в работе с детьми здоровьесберегающие технологии. Родители стали проявлять большую заинтересованность и активность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асташина, М. П. Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие / М. П. Асташина, В. П. Шульпина. Омск, 2012. – 112 с.
2. Асташина, М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: учеб. пособие. – Омск, 2007. – 68 с.
3 .Кожухов, Н. Н. Методика физического развития и развития ребё нка : учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. – М., 2008. – 352 с. 416 с.
4. Аверина И. Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
5. Акбашев Т. Ф. – Первые шаги в «Педагогику жизни». Издательство ТОО «Вервия», г. Челябинск, 1995 г. –89 с.
6. Антропова М. В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. – Режим для младшего школьника. – М. : Вентана – Графф, 2003. – 24 с.