Ольга Брызгалова
Оздоровительная программа (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная программа
2 мл. гр.
Воспитатель: Брызгалова О. Е.
Пояснительная записка
Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы его жизни.
Публикация «Оздоровительная программа (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, оценка состояния здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Физическое развитие;
2. Развитие движений;
3. Психическое развитие;
4. Адаптационные возможности
Цель программы :
Сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей.
2. Оздоровление детей через систему лечебно – профилактических мероприятий.
3. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
4. Формирование основ двигательной культуры и обеспечение нормального уровня физической подготовленности с учетом возможностей и состояния здоровья детей.
5. Воспитание у физически слабых и малоактивных детей уверенности в своих силах и повышение их двигательной активности.
6. Осуществление единого понимания и подхода к оздоровительно – закаливающей системе воспитания детей и единства действий родителей и всего персонала ДОУ (физкультура и закаливающие мероприятия каждый день, облегченная одежда, режим дня)
Стратегические задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам:
- младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;
- средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;
- старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию)
Нормативно – правовое обеспечение
- Устав ДОУ
- Типовое положение ДОУ
- Должностные инструкции
- Инструкции по охране жизни и здоровья детей
- Приказ по ДОУ
Основные направления программы – оздоровительное
Программа охватывает все возрастные группы ДОУ
Принципы
- принцип научности
- принцип системного подхода
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода
- принцип динамического обучения
- принцип единства диагностики и коррекции
- принцип эмоционально – положительного настроя
Условия
- Музыкальный зал, оснащенный физкультурным оборудованием
- Спортивная площадка
- Площадка для обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол, городки и т. д.)
- Физкультурные уголки для организации работы с детьми по физическому развитию и укреплению здоровья во всех возрастных группах.
Разделы программы
- Диагностика физического развития и состояния здоровья детей
- Оздоровительная работа
- Реабилитационная работа
- Коррекционная работа
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
Диагностика физического развития и состояния здоровья
Диагностика проводится в соответствии с разработанным на федеральном уровне медицинскими и психолого – педагогическими стандартами 2 раза в год (сентябрь, май)
Ожидаемые результаты
- Снижение уровня заболеваемости
- Повышение уровня физической готовности
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни
Формы и методы оздоровления детей
№ Формы и методы Содержание Контингент детей
1. Обеспечение здорового ритма жизни - щадящий режим (адаптационный период);
-гибкий режим;
-организация благоприятного психологического микроклимата в группе Все группы
2. Физические упражнения - утренняя гимнастика;
- физкультурно – оздоровительные занятия;
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- профилактическая гимнстика, гимнастика пробуждения (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрение);
- оздоровительный бег Все группы
3. Гигиенические и водные процедуры - обширное умывание;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды Все группы
4. Свето – воздушные ванны - проветривание помещений (в том числе сквозное)
- прогулки на свежем воздухе
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха Все группы
5. Активный отдых - развлечения, праздники;
- игры – забавы;
- дни здоровья; Все группы
6. Аромотерапия и фитотерапия - фиточай, отвары; Все группы
7. Диетотерапия - рациональное питание Все группы
8. Музыкотерапия -музыкальное сопровождение режимных моментов;
-музыкальное оформление фона занятий;
- музыкально – театральная деятельность Все группы
9. Специальное закаливание - босоножье;
- игровой массаж;
- дыхательная гимнастика;
- обширное умывание Все группы
10. Пропаганда ЗОЖ - занятия по ОБЖ
- беседы Старший дошкольный возраст
Закаливающие процедуры
Характер действий Метод Методика Противопоказания
Воздух (температурное воздействие на организм) Утренняя гимнастика Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде Медицинский отвод после болезни
Прогулка Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону -
Воздушные контрасные ванны. Гимнастика пробуждения Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в групповой комнате). Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний
Хождение босиком Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов
Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему) Полоскание рта отварами трав (кипяченой водой) Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1 –й младшей группы.
Чередование процедур (2 недели – отвар трав, 2 недели – кипяченая вода) Аллергическая восприимчивость
Обширное умывание Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна. Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов
Солнце (общее температурное воздействие на организм) Прогулка. Солнечные ванны. Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. Хронические заболевания, температура свыше 30С
№
Мероприятия Ответственные
Формирование у детей положительного отношения к ЗОЖ
1. Беседы с детьми о здоровье «Болезни грязных рук», «Если хочешь быть здоров - закаляйся» и др. Воспитатели
2. «Уроки Неболейки» практические советы Воспитатели
3. Все виды оздоровительных и закаливающих мероприятий по сезонным картам. Воспитатели, медсестра
4. Дни здоровья Ст. воспитатель
Физическое развитие
1. Физкультурные развлечения ежемесячно Воспитатели
2. Физкультурные праздники 2 раза в год Воспитатели
3. Музыкально – спортивные праздники 2 раза в год Воспитатели, муз. руководитель
4. Туристический поход по экологической тронинке 1 – 2 раза в год Воспитатели
Работа с родителями
№ Мероприятия Количество Ответственный
1. Оформление медицинской и педагогической информации в уголках, папках - передвижках ежемесячно Воспитатели, ст. воспитатель
2. Консультации, семинары 2 раза в год Ст. воспитатель, медсестра
3. Дни открытых дверей о ЗОЖ 1 раз в год Заведующий
4. Нетрадиционные формы работы с родителями о здоровье детей, ЗОЖ 2 раза в год Воспитатели, ст. воспитатель
5. Анкетирование родителей по данной теме
Работа с педагогами
№ Мероприятия Количество Ответственный
1. Оформление выставок информации по оздоровительной работе с детьми По годовому плану Воспитатели, медсестра
2. Педсоветы, семинары, семинары – практикумы, консультации По годовому плану Воспитатели, медсестра, ст. воспитатель, заведующий
3. Подготовка и участие в днях открытых дверей о ЗОЖ, физической культуре 1 раз в год Заведующий
4. Анкетирование педагогов по данной проблеме 1 раз в год Ст. воспитатель
Использование современных здоровьесберегающих технологий в регламентированной и нерегламентированной деятельности
Виды здоровье-сберегающих пед. технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр Воспитатели
Динамические паузы Во время занятий, 2 – 5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики других в зависимости от вида занятия Воспитатели
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Использовать спокойную классическую музыку, звуки природы Воспитатели
Пальчиковая гимнастика С младшего возраста индивидуально или с подгруппой Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время Воспитатели, учитель -логопед
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3 – 5 минут в любоесвободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Воспитатели
Дыхательная гимнастика В различных формах физкультурно – оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, проинструктировать детей о гигиене полости носа перед проведением процедуры Воспитатели
Гимнастика пробуждения Ежедневно после дневного сна,
5 – 10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание и т. д. Воспитатели
Корригирующая гимнастика В различных формах физкультурно – оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели
2. Технология обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятии 2 раза в неделю в музыкальном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 минут. Младший возраст – 15 – 20 мин. Старший возраст – 25 – 30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, о которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение Воспитатели
Самомассаж В зависимости поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах физкультурно – оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра
Точечный массаж Проводится в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Показана детям с частыми простудными заболеваниями Воспитатели, медсестра
Приложение
Алгоритм планирования «Дня здоровья»
1. цель
2. задачи
3. пути решения
Утро:
- организация двигательной среды (место и оборудование для самостоятельно организованных подвижных игр)
- двигательная разминка в зале (2 группы вместе) – танцы под музыку вместе с воспитателем
- обязательно обсуждать с детьми все мероприятия – словесно закреплять эмоциональное состояние
День:
- познавательные занятия
- прогулки – развлечения, построенные на элементах спортивных игр по сезону, или народных игрищ
Вечер:
- викторины, конкурсы, маленькие праздники, походы в гости, посиделки с друзьями