Инна Живодёрова
Открытое занятие в старшей группе «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Отрытое занятие в старшей группе " Что мы знаем о воде"
Цель:
- Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого;
-расширить и укрепить знания детей об основных свойствах воды и её пользе для всего живого на Земле.
Программное содержание:
Образовательные:
1) систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;
2) закрепить знания о круговороте воды в природе;
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
3) уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении);
4) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
5) учить их проводить простые эксперименты;
6) учить детей делать выводы на основе – экспериментальной деятельности, подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха, цвета, ее можно очистить с помощью фильтра;
7) упражнять в составлении рассказов из опыта, наблюдения.
Развивающие:
1) развивать интерес к исследовательской деятельности, создавать условия для развития воображения, учить делать выводы, умозаключения
2) развивать наблюдательность, внимание;
3) способствовать развитию коммуникативных навыков (развивать и совершенствовать навыки интонационной выразительности, формировать навык активного использования в речи прилагательных).
. Воспитательные:
1) воспитывать сознательное бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседа о воде, рассматривание иллюстраций о воде,
2. Наблюдение на прогулке за дожем, снегопадом, сосульками, лужами, таянием снега.
3. Рассматривание иллюстраций различных водоемов (моря, реки, озера, водопады)
4 Отгадывание загадок, заучивание стихов, разбор пословиц и поговорок по теме.
5. Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Что случилось с рекой», Л. Лопатина М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», К. Паустовский «Поэзия дождя»; стихотворений Д. Сучкова «Река», Т. Маршалова «Гонит капля дождевая…»
Материалы и оборудование:
Плакат «Для чего нужна вода», стаканчики с водой, соль, сахар, трубочки, ложки, средства ИКТ, капельки, вырезанные из цветной бумаги, ватно-марлевый фильтр.
Содержание организованной образовательной деятельности.
Приветствие.
Давайте надуем «воздушный шар дружбы» и поприветствуем друг друга и гостей
(Воспитатель читает стих-е, а дети говорят «Доброе утро»)
. Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
- Передадим дружбу, как эстафету, рукопожатием и улыбкой. Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к … снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, т. к. каждый добавил частичку своей дружбы. Пусть же она не покидает вас.
1. Организационный момент.
- Ребята, у меня для вас есть сюрприз – воспитатель демонстрирует глобус.
- Что это? (Глобус означает шар, это модель Земли, на нем изображены страны, горы, реки, моря. океаны)
Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимают большую часть.
- Почему? (большую часть Земли занимает вода –это реки, моря, океаны) На Земле 4 океана и 30 морей.
- Сегодня мы поговорим о воде и ее свойствах.
2. Чтение стихотворений о воде.
Ребята, давайте прочитаем стихи, которые мы учили о воде.
1-й ребёнок
Если руки наши в ваксе,
Если на нос села клякса,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Не готовить не стирать?
Без чего же скажем прямо
Человеку умирать?
2-й ребёнок
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды.
3-й ребёнок
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже в море, в океане
И водопроводном кране.
4-й ребёнок
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
3. Рассматривание плаката «Для чего нужна вода». Беседа.
- Спасибо большое, мы сейчас с вами ребята услышали стихотворения про воду и ее значения для жизни человека.
-Я тоже хочу рассказать вам историю, которая произошла с одним мальчиком:
Старший брат открыл тетрадь :
«Как мне лучше написать,
Для чего нужна вода?»
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её не вкусно пить,
Без воды легко прожить».
Вот встаёт наш Саша рано,
Не течёт вода из крана.
Саше глазки не умыть,
Что же делать, как же быть?
Мама в кухне громко плачет: -
«Невозможная задача-
Без воды сварить компот».
Недоволен серый кот:
«Не напиться молоком».
И ушел, вильнув хвостом.
Без воды нельзя стирать,
И детей нельзя купать.
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя помыть!
Загрустили в речке рыбы:
«Без воды мы плыть смогли бы?»
На поля не льётся дождь-
Засыхает в поле рожь.
Все деревья и цветы погибают без воды.
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу бегать?
И конькам нужна вода-
Без воды не будет льда.
Людям всем вода нужна,
Потому она важна-
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак нельзя!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, вода!
Знаю я теперь ответ-
Без воды нам жизни нет!»
Давайте обратим внимание на плакат, который висит на доске. Уточним, еще раз для чего нам нужна вода? (ответы детей)
- Вода нужна для приготовления пищи, питья, стирки, уборки, купания или иначе можно сказать для хозяйственных нужд. Человек всего лишь несколько дней может прожить без воды. Также вода нужна растениям, животным.
- Посмотрите, кто пришёл к нам в гости (воспитатель демонстрирует капельку, нарисованную на листе бумаги или подготовленный ребёнок в костюме капельки). Она ищет своих сестричек. Интересно, где они могли у нас спрятаться?
Дети наклеивают «капельки» из бумаги в те места группы, где нужна вода (цветы, аквариум, умывальная и туалетная комнаты, мойка, чайник с кипячёной водой)
- А откуда к нам пришла вода? (ответы детей)
4. Презентация «Откуда к нам пришла вода»
5. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно им превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель - мама Тучка, а ребята - её детки -капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
-Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем.
-Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.)
- Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
- Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу)
-. Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз о солнышко пригрело.
-Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
6. Игра с мячом «Какая бывает вода?»
Дети отвечают, используя прилагательные.
с газом- газированная -
в проруби—холодная
в чайнике- горячая
в реке - пресная
в море – соленая
в роднике – родниковая
в водопроводном кране- - водопроводная.
-А что вода может делать?
(Журчать, течь, литься, булькать, замерзать)
7. Опыты.
-А сейчас давайте пройдём в лабораторию «Интересных открытий». В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыты? (Да) .
-Сегодня мы как настоящие ученые будем проводить опыты. Учёные работают в белых халатах. (Одеваем белые халаты и проходим за рабочие места)
1-й опыт «Вода — жидкость, может течь».
- Ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стаканчика, один с водой, второй пустой. Вам нужно из одного стаканчика перелить в другой аккуратно, чтобы не разлить. Вода льётся? (Да)
- Почему? (Потому что она жидкая.)
- Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Вода — это жидкость, которая может течь.
2-й опыт «Вода прозрачная»
-Интересно, а вода какого цвета? (Ответы детей)
- Поставьте стакан с водой на кружок, посмотрите в стакан.
-Какого цвета кружок?
- А как вы узнали?
- Значит вода прозрачная и бесцветная.
- А сейчас поставьте на кружок стакан с молоком, а теперь какого цвета кружок?
- Невидно, молоко белого цвета!
Вывод: Вода- прозрачная.
3-й опыт «Вода не имеет вкуса»
-Возьмите стакан с водой и попробуйте.
-Какая вода на вкус?
-А теперь возьмите чайную ложку сахара, и добавьте в воду, размешиваем.
-А сейчас какая вода на вкус?
Вывод: вода не имеет вкуса, приобретает вкус после того, что в нее добавляют. (Добавим сахар – сладкая, добавим соль – соленая, добавим лимон – кислая)
4-й опыт «Как сделать воду чистой»
Воспитатель обращает внимание на стакан с грязной водой.
- Какая вода в стакане?
- Как же нам эту грязную воду превратить в чистую? (ответы детей)
-нужно профильтровать, или по-другому, воду нужно пропустить через фильтр.
-Фильтр можно купить в магазине, а можно сделать самим. Мы будем его делать из марли и ваты.
(Дети вместе с воспитателем делают фильтр и вставляют его в воронку)
-Поставьте перед собой стакан с воронкой и осторожно перельем грязную воду.
-Посмотрите, капает водичка.
- Какая стала вода?
-Каким стал фильтр?
- Что мы сделали?
Вывод: Грязную воду можно очистить, отфильтровать.
-Ребята, интересно быть учеными? Понравилось вам делать опыты?
- Снимаем халаты встаем друг за другом.
8. Массаж спины «Дождь».
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. (Хлопают ладонями по спине)
Гром! Гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек. (Покалачивают кулачком)
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. (Постукивают пальчиками)
Только мой братишка в луже
ловит рыбу нам на ужин. (Поглаживают спину ладошками)
Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж ещё раз.
9. Итог занятия.
- Ребята, расскажите мне, с какими свойствами воды вы сегодня познакомились?
-Что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии?
-Еще ребята очень важно знать, что в настоящее время возникла угроза истощения водных объектов, некоторые водоёмы исчезают, теряют своё значение. Всё это приведёт к тому, что ухудшится не только состояние растительности и животного мира на Земле, но и приведёт к значительному ухудшению жизни человека на Земле, создаст угрозу здоровью, а значит, может привести к исчезновению человека на земле.
Берегите воду! Храните её чистоту! Вода- источник жизни для всего живого!