Елена Федосеева
Отличительные особенности программы «Знакомство дошкольников с хохломской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Отличительные особенности «Знакомство дошкольников с Хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества»
Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс факультативных занятий, включающих в себя изучение истории промысла, техники изготовления, росписи изделий, и основных композиционных приемов. Данное направление не ограничивает творческую деятельность детей, т. к. специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира дошкольника. Современный хохломской орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм флоры и создании на этой основе художественных хохломских изображениях. Виртуозность выполнения достигается различными способами письма, а некоторые тонкие элементы с помощью тоненькой кисточки. Данная программа предназначена для дополнительного образования по ознакомлению и изучению изготовления изделий, народной росписью - хохломой. Программа поможет изучить историю возникновения хохломы, а также будет способствовать расширению мировоззренческих представлений у дошкольников. Содержание программы также позволит детям получить знания об основных видах росписи, таких как, Городецкая, Гжельская роспись, Дымковская роспись. Декоративно-прикладное искусство-это удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности детям.
Публикация «Отличительные особенности программы „Знакомство дошкольников с хохломской росписью“» размещена в разделах
Предлагаемая мною программа начинает обучение со второй младшей группы — одно из педагогических условий развития детского творчества. Дети познают красоту и нравственный смысл образа художественной вещи в русском народном искусстве. На каждом занятии ребёнка ожидает открытие одной из тайн орнаментального искусства, а рисунки народного мастера помогают ему постигать добрые символы красоты родной земли.
Программа вводит детей в мир красоты русского узора. С этой целью показываются различные художественные предметы, бытующие в народном искусстве. Ребенок не только любуется произведениями народных мастеров, но и участвует в творческой работе, познает виды народного узора (геометрический, растительный, зооморфный). Он прикасается к традициям народного творчества — созданию в орнаменте знаков- символов, отражающих представления наших предков о природе (солнце, земле, воде, свете). Силуэт, ритм, симметрия, цвет и композиция рассматриваются на примерах росписи по дереву русского народа, мастера которого донесли до нас через многие века образы-символы. Практическая направленность заданий связана с первыми шагами по обучению элементарным элементам хохломского орнамента. Главное внимание уделяется мотивам травного орнамента. Это древний вид росписи — символ вечно обновляющихся сил природы, гимн торжества жизни и света на земле. Дети выполняют элементы травного орнамента, рисуют ягодки кистью и печаткой- «тычком».
Детей этого возраста привлекают яркие и крупные предметы и поэтому знакомить детей с хохломской росписью в этом возрасте можно в игровой форме, при помощи игровых ситуаций и игровых упражнений. Игра, как творческое состояние ребенка, будет иметь успех, если и взрослые смогут легко и непринужденно принять правила игры.