Получи документы

«Пётр I». Открытый урок в четвертом классе по предмету «Окружающий мир»

Людмила Владимировна Кирюхова
«Пётр I». Открытый урок в четвертом классе по предмету «Окружающий мир»
▼ Скачать +Заказ

Урок по окружающему миру на тему

«Петр Великий». 4 класс

Цель:

Сформировать представления у учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

Развитие познавательного интереса у учащихся к историческому прошлому своей страны;

Развивать познавательные способности и монологическую речь;

Развивать умение работать с дополнительной литературой;

Развивать умение обобщать и делать выводы;

Публикация «„Пётр I“, Открытый урок в четвертом классе по предмету „Окружающий мир“» размещена в разделах

Воспитывать на примере жизнедеятельности Петра I активную гражданскую позицию.

Оборудование:

ПК;

Интерактивная доска;

Мультимедийный проектор;

Презентация;

Карточки;

Выставка книг о Петре I

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка темы, целей урока.

Учитель: То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- Догадались о ком идет речь?

Дети: Да. Это царь Пётр Первый.

Учитель: На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волна

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Учитель: О каком городе говорится в этом стихотворении?

Дети: О Санкт – Петербурге.

III. Формулирование проблемы учащимися (тема урока)

Учитель: Найдите связь между С-Петербургом и Петром I.

Дети: Царь Пётр Первый основал (построил) этот город.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Дети: Мы будем говорить о царе Петре 1, его жизни и строительстве Санкт – Петербурга.

IV.Мотивация.

Учитель: Итак, вы правы, что тема нашего урока “Петр 1”. Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”.

- Я приготовила вопросы, на которые мы с вами должны будем ответить в конце урока. Доставайте их из этой треуголки, которая символизирует петровскую эпоху.

V. Работа по теме.

Учитель: Давайте начнём. Наш урок мы разделим на 3 этапа – ранние годы Петра, юность и поговорим о Петре, как о преобразователе.

(1 слайд)- о рождении

Учитель: Уже изначально появление Петра было таинственным. Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе ярко засияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром.

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.

- О том, какое детство было у Петра, вы узнаете от моих помощников – учеников нашего класса.

(2 слайд)- о потешных войсках

Ученик: К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. И теперь в мастерскую Оружейной палаты то и дело приносили на починку прорванные барабаны, сломанные луки и потешные пистолеты.

Когда Петру исполнилось 10 лет в Преображенском на берегу реки Яузы царевич построил потешный городок. Это была крепость с башнями, окопами, бастионами.

В крепости были жилые помещения для Петра и его маленьких солдат, амбары для хранения пушек и оружия. Из окрестных деревень Преображенское и Семёновское набрали мальчиков – ровесников Петра в «потешные солдатики». Это стало началом истории двух элитных воинских полков.

Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение.

Учитель: (Чтение отрывка из книги «Дедушка русского флота»)

- В 10 лет Петр стал царем вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

(3 слайд)- о кораблях

Ученик: Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.

Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить и корабли научился. Так из детской забавы родилось одно из главных дел его жизни – создание Военно-морского флота.

Учитель: Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, что Пётр Великий сегодня у нас в гостях.

(входит «царь» – ученик 8 «Б» класса). Дети открывают глаза.

Пётр 1 : “Я царь, а у меня мозоли на руках”. Безделья я не терплю, и день мой заполнен до предела. Встаю я очень рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже присутствую на совете министров. Быстро обсудив множество дел, отправляюсь в Адмиралтейство. Там слежу за постройкой судов, а нередко и сам берусь за топор, ведь корабельное дело знаю до тонкостей. Потом, зайду домой, займусь токарным делом, которое очень люблю. За свою жизнь освоил я 14 ремесел.

В 11 часов сажусь обедать. За столом долго не засиживаюсь, обед состоит из простых блюд, среди которых непременно любимый мною студень. После обеда короткое время отдыхаю, а затем отправлялся на строительство, посещаю мастерские, осматриваю корабли.

Вечером я обычно навещаю друзей, но к себе возвращаюсь рано и ложусь спать.

“Делу время, потехе – час”, – люблю я говорить окружающим.

Пётр 1 : -А знаете ли вы, мои юные друзья, как называется мой детище, город, который построил я на берегах Невы?

Дети: Да. Санкт-Петербург.

Пётр 1 : А вы там были?

Дети: Да. А ещё мы недавно ходили в школьный музей и руководитель музея Лариса Алексеевна познакомила нас с видами города Санкт – Петербург.

Пётр 1 : - А почему я его назвал Санкт – Петербург вы знаете?

Ученик : Да. После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает “святого Петра крепость». Это имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Назван город на европейский манер «Санкт», потому, что в отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.

Пётр 1 : Верно. Молодцы!

А как бы я хотел увидеть как выглядит мой город сейчас.

Учитель : А мы Вам сейчас покажем и расскажем.

Слайды Санкт-Петербурга.

Учитель показывает слайд, а дети комментируют, что на нём изображено.

(Домик Петра, Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Кунсткамера, Петродворец)

Учитель: Вот как с любовью писал о городе Петра наш любимый поэт А. С. Пушкин

(читают 2 ученика)

1. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

2. Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Пётр 1 : Как я рад, что дело моё живо, город процветает, чтут в нём русские традиции и меня не забыли. А что в книгах ваших про меня ещё написано?

Учитель: Ребята! Поработаем с учебником. Откройте с. 95-96. Даю вам 2 минуты, чтобы вы познакомились с текстом, а потом расскажете Петру Алексеевичу.

(Дети знакомятся с текстом)

Учитель показывает слайды с нововведениями Царя Петра 1, а дети отвечают, что они видят.

Слайды:

Появление морского флота

1 января – Новый год

Первая печатная газета

Первый музей

Первая публичная библиотека

Открытие новых заводов

Возникли новые города

Мода, балы

Пётр 1 : Спасибо, юные мои друзья. Учитесь, познавайте всё новое. Любите свою Родину.

VI. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ответим на вопросы, которые вы получили в начале урока. За свой ответ вы будете получать оценки.

Вопросы:

• Какое прозвание получил Пётр Первый в истории России?

Пётр Великий

• Во сколько лет он был провозглашён царём?

В 10 лет

• Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?

Военные потехи

• Из кого набирался этот полк?

Из сверстников царя

• Чем отличался Пётр от других правителей?

Мог быть кем угодно, освоил 14 профессий

• Что нового появилось в России при Петре Первом?

Флот, газета, календарь, музей, библиотека

• Когда был заложен город на Неве?

1703

• Одна из главных улиц?

Невский проспект

VII. Рефлексия.

Учитель: Кому понравился

VШ. Информация о домашнем задании

Изучить материал учебника по теме “Петр Первый” с. 94-100, выполнить задания в рабочей тетради с. 34-35 №3,4.

IX. Подведение итогов.

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке, что вы узнали нового?

(Ученики отвечают)

- Спасибо всем вам, ребята, за урок, а особенно моим помощникам.

Учитель: Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

Публикации по теме:

Анкета по гендерному воспитанию Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе на тему «Мальчики и девочки – два.

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пётр I». Открытый урок в четвертом классе по предмету «Окружающий мир»
Опубликовано: 6 сентября 2014 в 20:55
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Пётр I». Открытый урок в четвертом классе по предмету «Окружающий мир»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Владимировна Кирюхова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД