Людмила Кандаурова
Открытый просмотр занятия по познавательно-речевому развитию «Подводное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Актуализация по теме «Животный мир морей и океанов». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи простых и сложных предложений). Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Развитие общих речевых навыков (длительности речевого выдоха, звучности и подвижности голоса, четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи). Развитие творческого воображения. Воспитание любви к природе.
Публикация «Открытый просмотр занятия по познавательно-речевому развитию „Подводное царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Наглядный материал: Картинки с изображением морских обитателей, голубая ширма, шапочки с изображением морских животных, ракушки, камушки, магнитная доска, костюм «золотая рыбка» (взрослый, 2 костюма для гномиков (детские, картина «Обитатели моря», мольберт, предметные картинки с названием предметов начинающих на твердые и мягкие согласные звуки.
Предварительная работа: Подборка и выставка в группе литературы, иллюстрации о морях и океанах; проведение познавательных занятий, бесед о подводном мире; рассматривание иллюстрированной энциклопедии интеллекта; заучивании стихов и чтение произведений; выставка работ детей и родителей по теме: «В подводном царстве».
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в зал. Звучит музыка.
Воспитатель: Послушайте музыку. Что вам оно напоминает?
Дети: Шум моря, крики чаек и т. д.
Воспитатель предлагает одному ребёнку рассказать стихотворение о море.
На всех морях бывал моряк.
И удивился говоря:
Зовут по разному моря -
Белое море и Черное море,
Красное море и Жёлтое море,
Название, конечно же очень красивые
Но только повсюду, врать вам не буду,
Моря одинаково синие.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать какие чудеса хранят моря и океаны в своих глубинах!
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам надо обратиться за помощью к героям знакомых сказок. А каких вы знаете героев, которые обладали волшебной силой?
Дети: Щука, волшебная палочка, фея, джим, золотая рыбка.
Воспитатель: Ребята, так как мы находимся на берегу моря, давайте позовем золотую рыбку.
Дети зовут «золотую рыбку». (Звучит музыка, входит «Золотая рыбка»)
Золотая рыбка: Здравствуйте, ребята! Я — «Золотая рыбка». Слышала вы хотите пос-мотреть моё подводное царство. Приглашаю Вас в моё подводное царство. (Раздает детям медальки с изображением морских животных)
Предлагает детям закрыть глаза. Занавес открывается. Дети открывают глаза и оказываются в подводном царстве.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво! Морское дно, похоже на волшебное сказочное царство.
Золотая рыбка: Слышала, что вы многое умеете и решила проверить, так ли это! Я бу-ду давать вам задания. Если справитесь с ними, награжу Вас!
Первое задание: Каких морских обитателей вы знаете?
Дети: Рыба — пила, акула, морская звезда, медуза, скат, рыба — шар, рыба — клоун, рыба — карась, рыба — попугай, дельфин и т. д.
Второе задание: Каких только удивительных рыб не водится в морях! Расскажите мне о них.
Дети:
1-й ребё нок: Рыба — пила: Её так называют, потому что у неё множество маленьких, зубов, расположенных, как зубы у пилы на носу! Ими она буквально прочесывает песочное дно в поисках добычи.
2-й ребё нок: Электрический скат: Он электрическим током отгоняет врагов, у него сильно сплюснутое тело; из — за этого создается впечатление, что он не плавает, а летает в воде.
3-й ребё нок: Морская звезда — это животное, обитающее на морском дне. Большинства их них имеется пять «рук» - лучей, расходящихся наподобие колесных спиц. Морские звезды умеют раскрывать ракушки и доставать оттуда моллюсков, которыми питается.
Золотая рыбка: В моём царстве живут осьминожки.
Воспитатель: Про осьминожек наши дети знают стихотворение.
Предлагает ребёнку рассказать, а другим перечислить по порядку, какого цвета были осьминожки. Упражнение на внимание.
Ребё нок: Жил осьминог со своей осьминожкой.
Было у них осьминожков немножко.
Все они были разного цвета:
Первый — зелёный, второй — фиолетовый,
Третий — как зебра, весь полосатый,
Белые оба — четвертый и пятый,
Шестой — темно — синий от носа до пяток,
Желто — при желтый седьмой осьминожек.
Восьмой — словно спелая ягода красный
Словом, не дети, а тюбика с краской.
Воспитатель убирает иллюстрации.
Воспитатель: Сколько было всего маленьких осьминожков.
Дети: Их было восемь.
Воспитатель: Каким был первый осьминожек!
Дети: Первый — зелёный и т. д.
Золотая рыбка: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Садитесь на ковёр. Сейчас мы послушаем произведение композитора Камила Сан — Санса «Аквариум».
Звучит мелодия. Дети слушают музыку передвигаясь по залу.
Воспитатель: Это необычная музыка. Что вы представляете себе, когда слушаете эту музыку?
Дети:
Музыка плавная и булькающая, как будто вокруг воздушные пузырьки.
Музыка нежная, солнечная. Я представляю, как рыбки плавают, резвятся в океане, догоняют друг друга.
В музыке вода переливается на солнце, рыбки светятся в лучах солнышка им весело на дне морском.
Золотая рыбка: Всем понравилась музыка. Я приглашаю Вас на танец.
Танец рыбок.
Воспитатель: После танца нам надо отрегулировать дыхание. Встаньте в кружек. Вдох, задержка дыхания, выдох (повторить 3 раза). Сейчас мы сделаем выдох, задержите дыхание, а потом по моей команде на выдох, скажите чистоговорку:
На мели мы лениво, налима ловили.
Золотая рыбка хвалит детей и предлагает следующее задание — загадку.
Оно может быть ласковыми, может быть грубым.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать?
Дети: Это слово.
Золотая рыбка: Хорошо! Теперь ответьте на следующие вопросы. Слова бывают ко-роткие, а бывают длинные. Как же их отличить?
Дети: Их можно измерить.
Золотая рыбка: А чем? Линейкой?
Дети: Нет слогами.
Ребё нок: Измерить длиннющее слово -
Да это проще простого!
Сколько слогов в нём, надо узнать -
Хлопать в ладоши пора начинать!
Золотая рыбка: Сейчас поиграем в игру «Собери игрушки по количеству слогов». Иг-рают два ребёнка. Первый будет собирать игрушки, название которых состоит из одного слога, а второй — игрушки, название которых состоит из двух слогов.
Воспитатель: Давайте покажем золотой рыбке: как это хлопая в ладоши измерить слово? Вот, например, краб.
Показывает схему слоговую краб и кра — бик.
Воспитатель: Сколько слогов в слове краб? Давайте прохлопаем вместе. (Дети прихлопывают 1 раз)А если назвать его ласково - «крабик». Сколько будет слогов. (Дети при-хлопывают 2 раза)
После окончания игры анализируют выполнение заданий.
Золотая рыбка: Молодцы! Слушайте следующее задание: когда мы произносим слово, что мы слышим? Правильно звуки. А какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Золотая рыбка: Гласные звуки дружат с согласными. Поэтому их и называют - «согласные». А как вы думаете кому живется легче: гласным или согласным.
Дети: Конечно гласным.
Ребё нок: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воспитатель: А что можно сказать о согласных?
Ребё нок: А согласные звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Золотая рыбка: А какие бывают согласные звуки.
Дети: Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Золотая рыбка: Послушайте, какую я вам расскажу историю. Живут в одной сказочной стране два гномика со смешным именем Динь — и — Дон. Весё лый гномик Динь любит все мягкие звуки: ль, мь, дь, а серьезный Дон — твердые: р,ж,д. Живут они в одном доме, и окружают их разные звуки. Динь любит играть с мягкими звуками, а Дон с твердыми. Комната Диня — зеленая: он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук. Комната Дона — синяя: он выбирает предметы с начальным твердым звуком. Ой! Кто — то к нам в гости спешит. Давайте послушаем.
Под музыку появляются дети — гномики.
Динь: Я — Динь, веселый гномик,
Люблю зеленый цвет.
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший — нет.
Дон: Я — Дон, люблю звук твердый,
Люблю и синий цвет.
Сегодня мы проснулись
А наших звуков нет.
Гномики отдают воспитателю картинки, изображающие разные предметы, название которых начинается на твердые и мягкие звуки.
Воспитатель: Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Садитесь, гномики на стульчики и проверяйте, правильно ли ребята подберут для вас картинки. Дону нужны предметы, название которых начинаются на звуки. Какие?
Дети: На твердые.
Воспитатель: А Диню?
Дети: На мягкие.
Воспитатель раскладывает картинки на ковре. Для игры выбирает двух детей: один собирает картинки для Дона, другой — для Дина.
После окончания игры воспитатель показывает всем детям по одной картинке. Дети выделяют звук на который начинается название предмета, изображенного на картинке. Характеризуют этот звук — твердый он или мягкий, анализируют правильно ли разделены картинки, исправляют ошибки.
Воспитатель: Название этих предметов начинаются на мягкие звуки — они для Диня. А эти начинаются на твердые звуки — они для Дона. Гномики, правильно ребята разделили для вас картинки? Не ошиблись?
Игра «Звук заблудился.»
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
(Чайки)
Гномики благодарят детей и под музыку уходят.
Воспитатель: Золотая рыбка, ребята загадки отгадывали, в игры играли, стихи читали, танцевали. Как ты считаешь, справились мы с твоими заданиями?
Золотая рыбка: Справились. Молодцы ребята! Вы меня не подвели. А вот и обещанный сюрприз! (Подает раковину с конфетами «Морские камешки» и волшебную палочку.) Закрывайте глаза и вы окажетесь на берегу.
Звучит музыка. Закрывается занавес.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и на берегу моря. Сегодня мы узнали очень многое о жизни морских обитателей. Давайте сочиним сказку, которую нам подсказала музыка, игры, стихи, рассказы и покажем спектакль. Итак садитесь на ковер в круг, вместе будем придумывать сказку. Я начинаю:
Жил — был молодой рыбак, который больше всего на свете любит море. Утром и вечером, зимой и летом он не переставал любоваться морем. Каждый день он ловил рыбу. Но поскольку был влюблен в море и добр от природы, он всегда выпускал пойманную рыбу обратно в море.
Предлагает продолжить дальше детям.