Калафатова Лиля Александровна
«Чёрное море и его обитатели». Открытое занятие по ознакомлению с природой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Чёрное море и его обитатели».
Цель занятия: обогащать словарный запас, систематизировать знания детей о Чёрном море и его обитателях.
Задачи:
Образовательные:
– закрепить обобщающее понятие «морские обитатели»;
– пополнять знания детей о Чёрном море и его обитателях;
– обогащать словарный запас детей определениями, терминами, эмоционально-окрашенной лексикой, эпитетами;
– продолжать учить детей отгадывать загадки;
Развивающие:
– способствовать развитию связной речи, памяти, мышления;
– развивать диалогическую речь, слуховое внимание, быстроту мышления;
– продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний;
Воспитательные:
– продолжать воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к Чёрному морю желание сохранить его красоту.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование, дидактический материал и оформление занятия:
– презентация «Чёрное море и его обитатели»;
– разрезанная карта «Чёрное море»(4 части)
– картинки с изображением разных морей и Чёрного моря.
– картинки обитателей Чёрного моря.
– аудиозапись шума моря.
-стихотворение А. Мирзоян «Чёрное море»,
-телеэкран, USB-флеш-накопитель
- ёмкость с водой; камешки, ракушки, фильтры, вата, соль, пластиковые ложки, яйцо
-игрушка дельфин
-подарки
Ход занятия:
• Вступительная часть. Дети стоят полукругом. Приветствие.
• Основная часть.
Воспитатель: Неделя, которая проходит сейчас в нашем детсаду связана с самым красивым местом на юге России, местом, где мы с вами живём. Как оно называется?
Дети: Полуостров Крым.
В: Как называется город, в котором мы с вами живём?
Д: Симферополь
В: Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Для того, чтобы узнать куда именно, подскажут волшебные картинки. Они спрятаны под слоем ракушек и камней и сейчас ребята помогут их отыскать (3-4 ребенка берут части разрезанной карты и собирают ее, вывешивая на доску)
В: Что получилось у ребят?
Д: Карта Крыма
В: А какими морями омывается наш полуостров?
Д: Черным морем и Азовским.
В: Наверняка вы со своими родителями и друзьями путешествовали по суше нашего полуострова, а многие ли из вас бывали в морском путешествии?
(ответы детей из личного опыта)
В: Ребята, а на чём можно путешествовать по морю? Кстати, у моряков принято говорить «ходить по морю».
Д: На корабле пассажирском, лодке, яхте, катере, танкере, сухогрузе.
В: А как можно назвать все эти виды транспорта одним словом? (водный транспорт). Правильно. Я предлагаю отправиться в наше морское путешествие на яхте. Оно будет необычным, потому что вам понадобятся смекалка и хорошее воображение. А еще ловкость и сноровка. На море часто бывает качка и, чтобы не упасть, нужно уметь держать равновесие.
Звуки моря.
В: По дорожке ты пройди
И не разу не сойди.
А потом ты покружись,
И на яхте очутись.
В: Ребята, побережье Крыма имеет свои уникальные очертания. Мы точно вышли в Черное море? Давайте проверим, какие вы наблюдательные.
Дидактическая игра «Найди Чёрное море» (картинки)
В: На этих картинках вы видите изображения разных морей, найдите картинку с изображением Чёрного моря и объясните, почему вы так считаете.
Дети убирают неверные варианты.
В: Ребята, давайте еще раз взглянем на карту. На что похоже наше Чёрное море по форме (вытянутый овал, подошва обуви др.)
В: Послушайте стихотворение, которое расскажут наши дети.
«Чёрное море» А. Мирзоян (фоном - звуки моря)
Исмаил: Я родился у Черного моря,
Видел штормы и тихую гладь,
Слышал чаек крикливые споры –
Даже птицам твой цвет не понять.
Влад : Море Черное – не только черное;
Оно синее, как небеса,
Сердито-серое, или зеленое,
И спокойное, как бирюза…
В: Ребята, а почему наше море называют Чёрным?
Ответы:
Вариант 1: Турки ещё в древности плавали по этому морю. Их поражали бушующие здесь штормы, из-за которых вода сильно темнеет, непроглядные туманы и яростное сопротивление проживающих по его берегам народов. Вот и прозвали они это море Кара-Дениз, то есть Чёрное море.
Вариант 2: Древние греки и прозвали море Понт Аксинский — «негостеприимное море» (чёрное море, потому что местные жители воинственно встречали отважных греков.
В: Много причин было для того чтобы назвать море Чёрным. На самом деле Чёрное море вовсе и не чёрное, оно имеет разную палитру оттенков в разное время года. Цвет зависит от погоды, времени суток, морского дна и многого другого.
В: Посмотрите, мы с вами не одни, по правому борту нашу яхту сопровождает целая стая замечательных морских животных.
Умеет с нами ладить,
Дает себя погладить.
Когда руки касается,
Он словно улыбается.
Совсем не любит быть один,
Со стаей плавает … Дельфин
В: В Черном море часто можно видеть этих животных. Дельфин очень доверчивое и игривое животные, вот и сейчас он хочет с вами поиграть.
Дидактическая игра "Кто больше?"
В Черном море очень много обитателей, нужно вспомнить их и называть дельфинчику.
Ты, дружок не зевай,
Дельфину слово называй.
(Ответы детей: дельфин, акула катран, моллюски, рыбы, раки, креветки и т. д)
В:. А вам хотелось бы узнать какие еще морские обитатели водятся в Черном море? Тогда с помощью волшебных слов спустимся на морское дно. Нам нужно сказать следующее заклинание: (звучит магическая музыка)
Наша яхта изменилась,
В дно морское превратилась.
Ты глаза свои закрой,
Дверь в подводный мир открой.
Сколько тварей в море разных
Мы узнаем с вами сразу,
Раз, два, три,
На экран скорей смотри!
Показ презентации «Обитатели Черного моря».
В: В нашем теплом море водится свыше 1000 видов животных.
Как вы думаете, о ком идет речь?
(Прослушивание аудиозаписи «Звуки дельфинов», ответы детей).
В: Маленькие дельфины питаются молоком мамы. Они млекопитающие. 1-й вид – это дельфин-белобочка, 2-й вид – это дельфин – афалина.
(Именно этих дельфинов мы можем наблюдать в дельфинарии).
В: А это что за необыкновенное существо проплывает мимо? (ответы детей). Какая она? На что похожа? (Одна из самых красивых медуз в мире - Корнерот).
В: В море примерно 170 видов рыб. Ребята посмотрите, как много рыб плавает вокруг нас. Вот это бычок, хамса, сельдь, ставрида. Что человек делает с этой рыбой? (ответы детей).
В: Правильно, ребята. Рыб ловят рыбаки, а потом продают в магазине, или делают консервы.
В: А эту рыбу вы знаете? (ответы детей).
В: Это катран - черноморская акула, но она не опасна для людей. Она боится людей и редко подходит к берегу.
В: Кто знает опасных обитателей Черного моря? (ответы детей).
Самая опасная рыба Чёрного моря — это морской дракончик. Колючки его спинного плавника содержат сильный яд.
Также опасны черноморские скорпены и скат-хвостокол с ядовитыми шипами на хвосте. Его называют рыбой-котом.
Гимнастика для глаз: «Найди рыбку».
В: Посмотри скорей вокруг! (круговые движения глаз по часовой стрелке)
Что ты видишь, милый друг (круговые движения глаз против часовой стрелки)
Здесь прозрачная вода (моргание глазами)
Плывет морской конёк сюда (смотрим вперёд)
Вот медуза, вот катран (смотрим налево, направо)
Ёрш и камбала-калкан (смотрим вверх, вниз)
В: Вот какой удивительный мир морских обитателей! Вам понравилось? А давайте мы превратимся в морских обитателей и поиграем в игру.
Дети выходят на просторное место, проводится "Подводная зарядка"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Наклоняются, коснувшись руками пола и выпрямляются.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить – нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Подвижная игра «Море волнуется»
Пока дети двигаются, на столы ставится оборудование для экспериментов.
В: (звучит вошебная музыка) Молодцы, ребята. А теперь -
Все в людей вы превратитесь,
И на яхте очутитесь.
Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Говорит Дельфинчик: У всех на свете есть дом. Море – это мой дом, а также среда обитания для водорослей, рыб, моллюсков и морских животных. Но вот беда, нам грозит экологическая катастрофа – Черное море сильно загрязнено.
В: Как вы думаете, чем может быть загрязнена вода в море?
(Ответы детей: мусором, пластиковыми пакетами и бутылками).
В: Да, ребята, вы правы. А почему так происходит? Откуда в воде мусор?
(люди не соблюдают правила: мусор надо уносить с собой с пляжа).
В: А еще вода в море может быть загрязнена нефтью и радиоактивными отходами, которые попадают в воду во время аварий, при бурении скважин на дне моря и крушений танкеров, перевозящих нефть и топливо. Нефть похожа на черное подсолнечное масло, только она очень ядовита и губительна для морских обитателей.
В: К сожалению, человек может быть морю врагом и вредителем. Но ты, дельфинчик, не переживай. Сейчас мы с нашими ребятами-эколятами будем учимся очищать воду.
В: В трюме нашей яхты есть экологическая лаборатория, в которой мы сейчас и находимся. Что делают в лаборатории? (проводят опыты) Верно.
ОПЫТ №1.
В: Мы будем очищать воду с помощью фильтра.
В: Рассмотрите внимательно все, что лежит на столах (бумажные фильтры, вата, камешки, песок и т. д)
Дети помещают в ёмкость камешки, песок и ракушки, ставят фильтр и +-наливают грязную воду.
В: Какой стала вода после очистки? Как вы думаете смогут ли в ней жить обитатели моря? (смогут, вода стала чистой).
В: Ребята, а чем отличается морская вода от любой другой? (Ответы детей).
Как вы думаете - где легче плавать: в море или в бассейне? Давайте проверим.
ОПЫТ №2
В: Перед вами стоят два стакана с водой. Какая по цвету вода? (Ответы детей).
В одном из них вода обыкновенная, то есть которую мы пьем, а в другом – морская вода (сильно насыщенный соляной раствор). Давайте определим на вкус, где какая вода (определяют на вкус, пробуя с ложечки).
В: А вы знаете, почему в море соленая вода?
(Каждый раз во время дождя вода собирает с земли соль и несет ее в реки. Те, в свою очередь, впадают в моря и океаны. Часть соли остается там и копится в течение многих миллионов лет, делая воду соленой).
В: Соленую воду поставим на красный кружок, а пресную (питьевую) – на синий. Представьте себе, что яйцо – это человек. Помещаем яйцо сначала в несоленую воду. Что с ним произошло? (Ответы детей.)
А теперь яйцо перемещаем в стакан с соленой водой. Что произошло? (Ответы детей).
В: Какие выводы можно сделать?
(Соль делает пресную воду более плотной, более тяжелой, ее выталкивающая сила больше. Поэтому, чем более плотная (соленая) вода, тем легче на ней держаться).
В: В Крыму есть уникальное место - это Сакское озеро и лиманы. Они очень соленые, можно вообще лежать на воде и даже не прилагать никаких усилий, чтобы не уходить на дно.
Вос-ль: Как вы думаете, почему в наш Крым к берегам Черного моря приезжает так много гостей из разных краев? (отдыхать, купаться и лечиться).Правильно, море это здоровье.
Люди приезжают к нашему морю купаться в его теплой воде, греться под жарким солнцем, дышать полезным морским воздухом. Морская вода, солнце и воздух — хорошие лекарства. Нам с вами очень повезло - мы можем ездить к морю круглый год и не только наслаждаться его красотой, но и оздоравливаться.
В: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с дельфином и пообещаем ему беречь Черное море и быть друзьями его обитателям (дети прощаются, встают)
В: Повернись, обернись
В нашей группе окажися!
В: Что вам больше всего понравилось в нашем морском путешествии?
Что нового узнали? С кем познакомились? Какие опыты удались? Хочеся ли вам в скором времени поехать на море?
Дети:
• Надо беречь море.
• Нельзя загрязнять море.
• Узнали об обитателях моря.
• Проводили опыт по очистке воды
• Узнали, что в соленой воде легче плавать
В: Уплывая, дельфинчик оставил вам маленькие подарки, что бы вы помнили о сегодняшнем путешествии и о своем обещании заботиться о нашем Черном море.
как дополнение: Триз-технология: «Фантастическое животное Черного моря».
В: И я предлагаю на память о нашем путешествии нарисовать несуществующее фантастическое животное Черного моря. (Дети рисуют за столами).