Анна Норкина
Сценарий мероприятия в старшей группе «Беседы о казачьей песне»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая: Здорово дневали казаки и казачки, девицы и патрубки! Зачем пожаловали в наш курень? Нынче канун праздника Покрова. Раньше про этот праздник так гутарили: «Покров наступил: до обеда осень, после обеда — матушка зима». В стародавние времена на Покров заканчивались полевые работы — был собран урожай, хлеб убран в закрома, амбары. - люди собирались на посиделки. Там они веселились, пели песни и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидел, кто узор на рубахе или утирке (полотенце) вышивал. Другие ложки и плошки из дерева вытачивали. То песню запоют, то плясать пойдут, то играть начнут, то шуткой перебросятся, да байки и побаски рассказывают. А вам все мои слова понятны? Рассказывать смысл слов?
Публикация «Сценарий мероприятия в старшей группе „Беседы о казачьей песне“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2014
И мыс вами речь свою поведем о песне. Песне нашей казачьей. И разговор поведем от самых истоков, как ребенок рождался, рос, превращаясь во взрослого человека — казака или казачку. Так и песня его сопровождала всю жизнь. Там где песня льется, там легче живется.
Вот родился казак — как вы думаете, какую песню ему пели? Правильно, колыбельную.
Вас качая в колыбели, мамы песенки вам пели.
И мы сами Катю с Ваней покачаем
Под припевочку свою,
В ней начало баю - баю,
А конец баю - баю.
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
Ведущая. Дети спят, а няньки в лес по ягоды пошли.
Калина моя (в записи)
Вот как пели в старину.
Ведущая. Дети росли, а с ними вместе подрастали и наши песни.
Вот ребенок начинал различать маму, папу, домашних животных, стал повторять за всеми движения. И я предлагаю вам поиграть в ладушки.
ЛАДУШКИ
Ведущая. Вот ребенок встал на ножки и затопал не только по дорожке, а по лугам, бескрайним степям нашего родного края, а рядом с ним и казачья плясовая.
Вставайте, ребята, и мы потанцуем с нашим казачком.
Хоровод МЛАДЕНЬКА
НА СТУЛЬЧИКИ
Ведущая. Вот и вырос наш казак. Пришло врем ему на службу идти. Казачьи отряды и посты были на всех границах. Армейская служба была очень почетна. Сколько поговорок было на эту тему: «Казак на службе горит, а без службы чахнет»; «Береженного Бог бережет, а казака - сабля»; «Где казак, так и слава».
А самая популярная поговорка: «Терпи казак, атаманом станешь». Кто же из казаков не хотел бы стать атаманом? Это ведь было почетно и уважаемо всеми. «Атаманом быть — ряд держать»; «Атаманом громада крепка»; «Без атамана казак сирота»; «Атамана из плохого казака не получится»; «Казаки все наголо атаманы».
Послушайте строевую казачью песню.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ
Наши Казаки будут настоящими атаманами.
Ведущая. Казаки жили по всей России. Много в донском фольклоре и лирических песен. Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни — тихий Дон, как символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Послушайте песню.
ОЙ, ДА ТЫ КОРМИЛЕЦ ТИХИЙ ДОН
Ведущая. Вот и выросли наши Катя и Ваня. Смотрите, как они одеты.
РАССКАЗ ОБ ОДЕЖДЕ
С давних времен с 1801 года военная форма стала обязательна для всего Войска Донского. Она включала: куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, шинель, кивер. Куртку и шаровары шили из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красным кантом. В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку с висячим верхом из красного сукна.
Форма была яркой, эффектной, подходила больше для парадов. В течении XIX века форма совершенствовалась и к 1914году обмундирование казака состояло из : гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи и пояса.
Длинный мундир темно-серого цвета имел разрез для облегчения посадки в седле.
Темно-синие шаровары, отделывались красным кантом, лампасами, заправлялись в сапоги.
В летнее время вместо мундира носили гимнастерку с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах.
Казачья фуражка сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Носилась набекрень в правую сторону, а слева из-за нее выпускался казачий чуб.
Военную форму казаки любили. Только при выполнении тяжелой и грязной работы они надевали штаны, рубахи, зипуны. В остальное время казаки ходили в военной форме.
Наибольшее распространение по Дону получили плотно облегающие фигуру кофточки с баской, оборкой по нижнему краю, подчеркивающую природную стать казачек. Они имели воротник-стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагающуюся спереди. Такие кофточки назывались кираса.
Длинные и широкие юбки шились из холста (для лета) и из сукна (для зимы). Праздничные юбки шились из покупных тканей. Юбка имела большое количество сборок, украшалась оборками, бисером, лентами, кружевами. Для придания пышности носили нижние юбки. Иногда их было 4-5 штук.
С повседневными и праздничными костюмами носили фартуки, завески.
Женским головным убором считался колпак — тканый мешочек. Колпак отделывался вышивкой, бисером. Колпак носили замужние женщины.
Сначала XX века обувь на Дону носили соответственно моде того времени: высокие ботинки со шнуровкой, на невысоком каблуке, кроме того, носили самодельные чирики — туфли на жесткой подошве с широким низким каблуком, тупоносые.
Из теплой одежды носили донские шубы, покрытые черной блестящей тканью и отороченные мехом выдры, некрытые овчинные шубы (дубленки, плюшевые пальто и длинные кофты на вате.
Зимним головным убором являлись шали и платки. Яркие шелковые и шерстяные шали с рисунком на красном, зеленом или белом фоне носили в праздники и передавали дочерям и внучкам.
Ведущая. Когда ребята подрастали, становились взрослыми, их сравнивали: патрубка — юношу с виноградом, девушку с ягодой.
Величальная ВИНОГРАД
Ведущая. Что же ребята, понравился вам мой рассказ?
Я хочу закончить нашу встречу еще одной поговоркой: «Казачьему роду нет переводу».
Я желаю вам быть достойными своих дедов, чтить их традиции и не забывать песни, которыми богат наш край.