Надежда Калайдина
«Путешествие в прошлое ложки». Открытое занятие в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в прошлое ложки
Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста
Задачи: познакомить с кухонной утварью - ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами; развивать умение детей постановке и правилам игровой задачи в подвижной игре; воспитывать интерес к игре на ложках; воспитывать культуру общения и поведения.
Темочки:
- История ложки. Конспекты
- История предметов, путешествие в прошлое, река времени
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Ложка. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Планируемые результаты: проявляет интерес к предметам (кухонной утвари, ремеслам предков; пользуется диалогической формой речи; использует новые слова в речи.
Материал: сундучок, чугунок, корзина с картошкой, расписная ложка, алюминиевая, металлическая и пластиковая ложки, заготовки деревянных ложек, наклейки, иллюстрации разных видов ложек.
Словарная работа: ложка, заготовка, расписная, деревянная, металлическая, пластмассовая музыкальный инструмент, ложкари, сувенир.
Содержание деятельности
Бабушка Арина (воспитатель) открывает бабушкин сундук и загадочно говорит.
- Кто догадается, отгадав мою загадку из сундучка, о чем сегодня будет разговор? Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
- Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руку ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой.
А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.
Давайте отправимся в путешествие прошлое и посмотрим, как появилась наша незатейливая помощница, без которой мы не обходимся ни дня!
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Поможет нам в этом волшебная лента истории. Крепко держитесь за ленточку, закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Звучит волшебная музыка
Показ презентации (иллюстраций)
Слайд 1 титульный
Слайд 2 Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была тяжелая и неровная.
Слайд 3 Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была более гладкая и легкая. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
- А какие ложки знаете вы? (Металлические, деревянные, серебряные)
Слайд 4-Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Он знал, что самое подходящее дерево для этого - липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками.
Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие.
Слайд 5 У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоcкий. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой.
Слайд 6 На круглых хохомских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды. Глаз не отвести от таких ярких ложек!
Слайд 7 (сточенные края ложки) У деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды.
Слайд 8 На Руси знатные и богатые люди - князья и бояре садились за стол с серебряными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго (показывает ложку)
Слайд 9 Позднее появились более практичные ложки - алюминиевые (показывает ложку, но они тоже гнулись и ломались, горячего - темнели.
Слайд 10 Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего - нержавейки (показывает ложку).
Слайд 11 В наше время делают не только из прочного материала, но и практичного – это пластиковая ложка. (показывает ложку)
- Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома - украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими.
Слайд 12 Это ложки для компота (с длинной ручкой, для ухи - черпак, для муки.
Поставить на стол чугунок и ложки
А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!" Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет.
- В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не давал, а ждал, когда тот достанет свою из-за пояса. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку.
Пригласить Петра I
Слова Петра:
-Да здравствуют, да здравствуют
Честные господа!
На праздник сей торжественный
Явился я сюда!
Бабушка Агафья (воспитатель) - Петр I не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.
Пригашаю всех к столу попробовать кашу из чугунка
- А для чего еще можно использовать деревянную ложку?
Стукнуть ложка об ложку
- Правильно, как музыкальный инструмент. В России, например, музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия - задорная, плясовая.
Дети пробуют играть на ложках.
Танец «Ложки»
Говорит Петр I: «А вы знаете, какой овощ я привез в Россию и этот овощ стали называть вторым хлебом?»
Ответы детей, предположения
Петр I: «Это – картошка»
«Поскорей возьмите ложку,
Соберите всю картошку»

Подвижная игра «Картошка».
На пол из корзины высыпается картошка. Дети должны собрать ее с пола большой столовой ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше клубней.
Бабушка Арина (воспитатель): Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие, мы узнали, когда и откуда пришла наша незаменимая помощница - ложка! Теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Крепко держитесь за ленточку, закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Звучит волшебная музыка
Бабушка Арина (воспитатель) - Ребята, а вы хотите создать свою ложку? Раньше их расписывали краской, а я предлагаю украсить современным способом с помощью наклеек.
Достает из сундука и раздает заготовки ложек и наклейки.
Во время продуктивной деятельности подвести итог.
Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и в ложки бить.
Подарю вам, так и быть!
