Елена Линейцева
Открытое занятие в средней группе по теме «Словообразование»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в средней группе
по теме «Словообразование».
Цели:
1. Упражнять детей в образовании слов с помощью приставок, суффиксов, сложения основ, используя разные части речи.
2. Обогащение и уточнение словаря ребенка за счет производных слов.
3. Учить понимать смысловые значения приставок и суффиксов.
4. Развивать психические процессы: мышление, внимание, память, переклю-чаемость.
Публикация «Открытое занятие в средней группе по теме „Словообразование“» размещена в разделах
5. Развивать общую, пальчиковую, артикуляционную моторику, координа-цию движений.
6. Воспитывать положительное отношение к занятию. Формировать речевую активность.
Оборудование: грузовик, гном, кот, заяц, колобок, самолет, кораблик (игрушки, мяч, коробка с предметами из разного материала;
Раздаточный материал: машинки, планы (дорожные маршруты, природный материал для поделок.
Ход занятий:
I. Организационный момент.
Дети заходят и называют ласково свое имя
- Здравствуйте! Меня зовут Андрей, а если ласково: Андрюша…
Садятся.
II. Основная часть.
1. Совершенный и несовершенный вид глагола.
Приход гостей. (выставляются игрушки)
- К нам на занятие спешат попасть гости.
Вы поможете их встретить? (Да)
К нам машина ехала, ехала и … (приехала)
К нам гном шел, шел и … (пришел)
К нам кот бежал, бежал и …
К нам заяц скакал, скакал и …
К нам колобок катился, катился и …
К нам самолет летел, летел и …
К нам кораблик плыл, плыл и …
Все ли в сборе? Все ли тут?
Посмотрите! Помолчите!
Догадайтесь и скажите!
- Где здесь транспорт? И какой? (машина, самолет, кораблик)
- Где животные? Какие? (кот, заяц)
- И осталось нам назвать сказочных героев. (гном, колобок)
Наши гости пришли не просто так, они принесли с собой разные игры и задания.
2. Приставочные глаголы.
Грузовик привез нам по машине и приглашает нас на прогулку.
Давайте познакомимся с маршрутом (макет или план).
- Вот мы из детского сада выехали,
К речке подъехали,
По мосту проехали,
К горке подъехали,
На гору заехали,
С горы съехали
Елку объехали,
Дальше поехали,
Ручей переехали
Через лес поехали,
И в детский сад приехали.
Каждый ребенок со своей машиной едут по тому же маршруту и по очереди комментируют.
- Вам понравилась прогулка?
3. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
- Гном приглашает нас в лес, послушать историю про себя и про своих братьев. (Дети подходят к отдельному столу).
Жил да был веселый гном
Он в лесу построил дом.
Рядом жил поменьше Гномик
Он в лесу построил домик.
Самый маленький гномишко
Под кустом сложил домишко.
Как звали старшего брата? Среднего? Младшего?
- Что построил Гном? Гномик? Гномишко?
Когда в лесу холодно, топят печку.
- Догадайтесь, из какого дома идет дым? Дымок? Дымочек?
Собираясь к нам на занятие, братья недели новые шапочки.
- Догадайтесь кто из них надел колпак? Кто колпачок? А кто колпачишко?
4. Глаголы-антонимы.
- Предлагает нам кот сыграть в игру «Наоборот».
(кот в кругу, логопед по очереди бросает мяч)
Входит-выходит
Прибегает-
Улетает-
Закрывает-
Наливает-
Завязывает-
Заходит-
Уносит-
Расстегивает-
5. Относительные прилагательные.
Зайчик принес необычную коробку.
- Здесь в коробке есть предметы
Все сейчас получат свой.
Посмотри предмет, потрогай
И подумай – он какой?
Матрешка из дерева – деревянная матрешка…
Самолетик из бумаги- …
Пуговицы из пластмассы - …
Кольцо из пластилина - …
Шарик из железа - …
Уточка из стекла - …
Зайчик дарит вам эти предметы. Теперь они ваши.
6. Притяжательные прилагательные.
Колобок хочет уточнить, чьими стали эти предметы.
-Чей шарик? (Анин) – спросить у соседа. и т. д.
7. Сложные слова.
Загадки: (выставлять картинки)
Сам летает? – самолет
Сам катит? – самокат
Сам варит? – самовар
8. Сравнительная степень прилагательных.
От всех прошу внимания
Предстоит соревнование.
Сделайте, пожалуйста,
Маленький кораблик.
Я за всеми наблюдаю
Самых лучших выбираю!
Дети делают кораблики под музыку. (Скорлупа грецкого ореха, пластилин, зубочистка, цветная бумага)
Игра: «А у меня лучше».
- У меня кораблик красивый. – А у меня красивее.
- нарядный
- веселый
- забавный
- шустрый
- послушный
- добрый
- радостный.
- У вас такие замечательные кораблики получились. Наверное, у вас было хорошее настроение, когда вы их делали. (Да).