Елена Михайловская
Открытое занятие в средней группе по развитию речи «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в средней группе по развитию речи «В гостях у сказки»
Выполнила Михайловская Е. В.
Цель: создать условия для формирования речевого общения со взрослыми и сверстниками посредством сказок.
Задачи:
«Речевое развитие» :
Публикация «Открытое занятие в средней группе по развитию речи „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
• Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
• Формировать интерес к использованию в речи наиболее употребительных существительных по отношению к сказочным героям.
• Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды предложений.
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
• Воспитывать интерес к народному творчеству, бережное отношение к книгам.
• Поддерживать внимание и интерес, к слову, в литературном произведении.
«Социально-коммуникативное развитие» :
• Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок : «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам : «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба»
3. Оформление выставки книг с русскими народными сказками.
Дидактический наглядный материал: книга с русскими народными сказками, письмо, карточки с загадками.
Методические приемы:
1. Проблемная ситуация «Почему убежали книжки?»
2. Чтение письма.
3. Беседа о сказках.
4. Игры «Назови сказку правильно», «Угадай сказку».
5. Физкультминутка
6. Драматизация: сказка «Репка»
Ход НОД.
(Дети здороваются с гостями)
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Дети садятся и смотрят, а на полу лежат книги.
В: посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу?
Д: Нет
В: Давайте вспомним, где же мы храним книги. Дома? (Несколько детей отвечают, где они хранят книги дома)
Д: на книжной полке, на столе, в комоде.
В: как нужно обращаться с книгой. Давайте вспомним правила.
Д: Ответы детей.
В: А в группе, где мы храним книги?
Д: В книжном уголке,
В: Покажите, где наш уголок? И принесите мне вот эту красивую большую книжку.
Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку. Ребята, посмотрите, а книг нет. А где же сказки? Почему они убежали?
Что же мы должны сделать, чтобы они вернулись?
Д: ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто его принёс я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно. (открывается конверт и читают письмо)
“Ребятки, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим местам, раскидали нас по всей группе, а ночью прилетала Баба-Яга и разнесла нас по самым глухим местам: болотам, чащам и дремучим лесам. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам.
Ваши сказки. ”
Воспитатель: Ребята, как вы думаете будем выручать сказки из беды? (ответы детей). В: Ребята, отправимся в путь на поиски сказки?
Д: да!
В: Хорошо. И поможет нам в этом сказочный клубок.
Воспитатель достает клубок.
«Ты катись, катись клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спиши,
Путь-дорожку укажи».
Воспитатель направляет клубок на ковер, на котором лежат подушки и конвенрт с надписью Задание № 1.
В: вот и первое задание «Назови сказку правильно»
«Назови сказку правильно»
-«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
-«Мышкина избушка»
-«Лисичка сестричка и дельфин»
-«Волк и 7 тигрят»
-«Аленушка и медведь»
-«Гуси-вороны»
-«Царевна-подушка»
«Курочка Зоя»
«Тыква»
«Теремок»
«Пирожок»
В: «Ты катись, катись клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спиши,
Путь-дорожку укажи».
Воспитатель направляет клубок к конверту с надписью Задание № 2.
Воспитатель открывает конверт и достает картинку и изображением Кота.
В: что это за сказочный герой?
Д: Это Кот.
Дети отвечают. Воспитатель ставит рядом игрушку кота.
В: Этот Кот не простой- ученый. Он хочет много знать. Давайте расскажем Коту, какие бывают звуки.
Д: Гласные и согласные.
В: А как вы их различаете?
Д: Гласные поются песенкой, а согласные могут шипеть, свистеть и т. д., но петь не могут.
В: Правильно. А какие бывают согласные звуки?
Д: Твёрдыми и мягкими.
В: А звуки можно увидеть?
Д: Нет.
В: А что мы можем увидеть?
Д: Буквы.
В: Какие вы молодцы! Чтобы нам хорошо видеть, мы сделаем гимнастику для глаз.
Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх.
Смотрят вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Смотрят вниз.
Вот налево повернулась.
Смотрят влево.
Проводила взглядом мух.
Взглядом проводят «мух» от левого плеча к правому.
Подтянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
Смотрят вправо.
А потом взглянула прямо.
И закрыла их руками.
Закрывают глаза руками.
В: Молодцы, справились с заданием! Давайте отправимся дальше.
«Ты катись, катись клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спиши,
Путь-дорожку укажи».
Воспитатель направляет клубок на стол, на котором лежит конверт с надписью Задание № 3.
В: Ребята, чтобы помочь сказкам, нам нужно сделать звуковой анализ слова КОТ. Слово КОТ маленькое и большое? Давайте, с помощью хлопков определим это. А теперь попробуем его прошагать.
Дети вместе с воспитателем хлопают, шагают и определяют, что слово КОТ маленькое.
В: А сколько слогов в слове КОТ?
Д: Один.
Дети по очереди работают у доски, остальные с карточками за столом.
В: Андрей, произнеси слово КОТ так, чтобы мы услышали первый звук.
Ребенок произносит КККККот.
В: Какой это звук? Почему?
Д: Согласный. Потому что не поется.
В: Каким цветом мы его обозначим? Почему?
Д: Синим. Потому что звук твердый.
В: выкладывает фишку!
В: Рита, произнеси слово КОТ так, чтобы мы услышали второй звук.
Ребенок произносит кОООООт.
В: Какой это звук? Почему?
Д: Гласный. Потому что поется.
В: Каким цветом мы его обозначим?
Д: Красным.
В: выкладывает фишку!
В: Артем, произнеси слово КОТ так, чтобы мы услышали третий звук.
Ребенок произносит коТТТТ.
В: Какой это звук? Почему?
Д: Согласный. Потому что не поется.
В: Каким цветом мы его обозначим? Почему?
Д: Синим. Потому что звук твердый.
В: выкладывает фишку!
В: посмотрите на схему КОТ. Сколько в слове всего звуков?
Д: Три.
В: Сколько в слове КОТ согласных звуков?
Д: Два.
В: Покажите эти фишки.
Дети показывают.
В: Сколько в слове КОТ гласных звуков?
Д: Один.
В: Покажите эти фишки.
Дети показывают.
В: В слове КОТ два согласных звука и один гласный.
В: Я хочу вас познакомить вас с одним секретом: сколько в слове гласных- столько и слогов. Давайте вместе повторим это правило.
Дети повторяют правило вместе с воспитателем.
В: запомните это правило. Вот мы и узнали все звуки в слове КОТ.
Мы сейчас с вами немного отдохнем, а потом отправимся дальше.
Физкультминутка.
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью).
В: «Ты катись, катись клубок,
С овражка в лесок,
Только сильно не спиши,
Путь-дорожку укажи».
Воспитатель направляет клубок к конверту с надписью Задание № 4. «Угадай сказку»
В: Ребята, я вам загадываю загадки, а вы попробуйте угадать, название сказки. Выйти и найти на столе картинку из этой сказки.
1. Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»).
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
3. Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»).
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).
Сказку мы для вас расскажем:
Она его кормила кашей,
Он ни капельки не съел,
На болото улетел.
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки
И ушла к себе в леса.
Это… («Журавель и лиса»).
В этой сказке всё отлично :
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть… («Курочка Ряба»).
Он не низок, не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у печки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зелёный лес.
Все пустились наутёк,
Поломался… («Теремок»).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? («Семеро козлят»)
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три. («Три медведя»)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки. Посмотрите, и все сказки к нам вернулись! Но теперь надо нам запомнить, что книги нужно беречь!
А сейчас мы сами превратимся в героев сказки. И покажем сказку, а какую отгадайте. Я назову вам героев, а вы угадайте из какой они сказки : дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка.
Инсценировка сказки «Репка»