Екатерина Донцова
Открытое занятие в подготовительной группе «Как устроена природа»
Воспитатель Донцова Е. В.
Открытое занятие в подготовительной группе.
Познавательное развитие.
Тема: «Как устроена природа».
Цель: На основе имеющихся представлений дать элементарное устройство природы и закрепить его посредством наглядности.
Задачи: формировать умение наблюдать и фиксировать влияние природы на жизнь человека; показать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Как устроена природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Материал: музыка со звуками природы, картинки природы, иллюстрации с результатами деятельности людей и объектами живой и не живой природы, глина и вода, по 2 стаканчика на ребёнка, салфетки влажные, мяч, листочки с заданием, синие и зеленые карандаши, сова, письмо.
Ход занятия
Звучит музыка со звуками природы, дети заходят в группу занимают свои места.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
И гостям подарим своё хорошее настроение, дружно скажем «Добрый день!».
Присаживайтесь спокойно.
На осеннем листочке воспитатель находит загадку:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг. (природа)
А откуда же эта загадка к нам прилетела?
На дереве сидит сова и воспитатель находит осенний листочек с письмом от совы:
«Дорогие дети, я знаю, что вы растете и многое уже знаете и узнаёте. Вот и загадку мою сразу отгадали. А у меня появились маленькие совята (На презентации фото совы с совятами). Помогите мне рассказать им о том, что такое природа, из чего она состоит, что можно назвать природой, что нет.»
Воспитатель: ну что, ребята, поможем сове с совятами?
Ответы детей: Да, да, поможем.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а что такое природа?
Дети: это всё что окружает нас и создано без помощи человека.
Воспитатель: побуждает детей отвечать полно, чтобы всем было понятно.
А в городе есть природа? Что вы можете отнести к природе?
Если дети называют рукотворные предметы, воспитатель поправляет их.
А мы – люди относимся к природе? (ответы детей) Человек это тоже часть природы.
Воспитатель: Молодцы, все вокруг нас делится на то, что создано человеком – рукотворный мир и на природу, то, что создано природой. А сейчас поиграем в игру с мячом и проверим, правильно ли мы научились разделать природу и то, что сделано человеком. Становитесь в круг.
Игра «Природа» (с мячом)
1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы играть.
Кто мне точный даст ответ
Где природа, а где нет?
(синица, солнце, компьютер, плотва, дождь, книга, сова, улитка, снег, шкаф, ветер, собака, ножницы, тюльпан, лужа, машина, река, игрушка, облака, мотоцикл, телефон)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, совятам понравилась наша игра, они хотят, чтобы мы помогли им сделать их задания. Но перед работой с картинками давайте сделаем гимнастику для наших глазок.
«Ёлка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз,
Повторить 2 раза.
Детям раздаются задания на листочках «Четвертый лишний».
Игра «4й лишний». Ребята, давайте найдем, какая картинка лишняя.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Мы с вами узнали, что все вокруг делится на природу и рукотворный мир. А знаете, что природа тоже делится на живую и неживую природу?
Как вы думаете, что относится к живой природе? Слушаю ответы. Что к неживой? Слушаю ответы.
Воспитатель: Для того, чтобы нам с вами понять,чем отличается живая природа от неживой, проведем эксперименты. Посмотрите на ваши столы, вы увидите на них кусочки глины и стаканчики — один пустой, другой с водой.
Возьмите кусок глины и разломите его. Что стало с глиной? Она перестала быть глиной или нет?
- Да, глина осталась глиной, только кусочки её стали меньше.
Возьмите стакан воды и перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой?
- Действительно, вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.
Воспитатель: -А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, животным, если мы их разделим на части?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: - Посмотрите на этот стол: (растение в горшке и камни в прозрачном стакане) и стакан с водой.
- Если мы нальем воду в землю растению, что станет?
Дети: растение выпьет и вырастет.
Воспитатель: А если в камни?
Дети: ничего. Не пьют, они будут лежать в воде.
Вывод: живая и неживая природа отличаются друг от друга. Чтобы выяснить как, давайте выполним еще задание от совят.
Фото звезды и морской звезды.
Воспитатель : На рисунках изображены две звезды: морская и космическая. Давайте расскажем о них совятам. Поработаем с таблицами только те дети, которых я позову, остальные внимательно слушают.
2 ребенка по мнемотаблицам рассказывают о картинках
Воспитатель: вывод
Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.
Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.
Воспитатель: Теперь мы можем с вами выполнить еще задание от совят (достаю из конверта листочки с заданием) : обвести предметы живой природы зеленым цветом, а неживой синим цветом.
Задание на листочках– обведи зелёным объекты живой природы, а синим неживой.
Воспитатель: Проводится физкультминутка от совят (на слайде лес и текст минутки)
«Прогулка в лесу». Включается фонограмма «Звуки леса».
Дети по лесу гуляли, (дети шагают)
За природой наблюдали, (Повороты головы вправо влево)
Вверх на солнце посмотрели, (Вверх смотрят)
И их лучики согрели. (обнимают себя руками)
Бабочки летали, (взмахи руками)
Крылышками махали.
На нос села пчела, (глазками смотрят на кончик носа)
Посмотрите вниз, друзья. (смотрят вниз)
Мы листочки приподняли, (наклоняются делают вид что поднимают листочки)
В ладошку ягоды собрали. (делают вид что собирают листочки)
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Воспитатель: вот сегодня мы с вами говорим о природе, что она делится на живую и неживую. Как вы думаете, а может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети: Не может, дает красоту, пищу, воздух.
Воспитатель: А еще природа дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Посмотрите на картины природы.
Посмотрите, еще письмо от совы: «Ребята, спасибо, что помогли рассказать моим деткам совятам о природе, о том, что она бывает живая и неживая, о том для чего нужна природа и как охранять наш лес. Я вам прислала посылку, там лесное угощенье: волшебные съедобные грибочки из шоколада и книга о лесе для познавательного уголка в вашей группе.
Воспитатель: Поблагодарим сову за подарки, скажем до свидания ей и совятам.