Татьяна Комаровских
Открытое занятие в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству «Красота павловской шали»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к народно-прикладному искусству в современном детском саду
Задачи:
- продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлопосадких платков);
- упражнять составлении узора павлопосадской росписи;
- познакомить с историей и технологией развития производства павлопосадских платков;
- разнообразие (применение) назначение платков;
- нетрадиционная техника: штамп поролоном по трафарету на ткани;
- воспитание художественного вкуса и эстетической культуры;
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству „Красота павловской шали“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- закреплять умение детей выполнять работу коллективно;
- развивать познавательный интерес, внимание и память детей;
- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;
Оборудование:
- павлопосадские платки;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- ноутбук
- гуашь;
- вода;
- поролон;
- трафареты (роза, ромашки, васильки, листья);
- белый платок с бахромой;
- салфетки влажные;
- подносы;
- скотч;
- гжельская посуда;
- хохломская посуда и мебель;
- богородская игрушка;
- жостовские подносы;
- городецкие доски;
- дымковские игрушки;
Предварительная работа: рассматривание павлопосадских платков, репродукция художников (Федот Сычков, Маковский К. Е., Суриков В. И., Грабарь И. ,Куликов И. С., изготовления трафаретов, изготовление дидактической игры «Собери платок»
Словарная работа:
- бахрома;
- ручная набойка;
- резьба по дереву;
- кипень (кипельно- белый, белоснежный);
Ход занятия.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Посмотрите, сегодня наш зал напоминает ярмарку, которые в старину шумели на Руси. На такие ярмарки привозили товар со всех городов.
(музыка плясовая)
А вот и первый купец, давайте, послушаем о чем он нам расскажет.
Скоморох: Подходи народ, гжель на ярмарку идет!
Первый купец (гжель):
Из глубины веков до наших дней
Старанья мастеров умелых
Русь украшает чудо- гжель
Узором синим в платьях белых
Темно-синее чудо соловьиная дрель,
Всем ты в душу запала,
Наша русская гжель!
Второй купец (хохлома):
Хохломская роспись алых ягод россыпь
Отголоски лета в зелени травы
Рощи- перелески шелковые всплески
Солнечно- медовый золотой листвы
Третий купец (дымково):
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом
Голубые дали и село большое Дымково назвали
И лепили там из глины все игрушки непростые
А волшебно расписные
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски!
Четвертый купец (городец):
Наши доски расписные
Посмотрите вот какие
Все хотим вам показать и подробно описать
По розанам и купавкам городецкий скачет конь
И цветами весь расписан
До чего ж красивый он
Пятый купец приехал к нам из Жостово, это маленький городок находится недалеко от Москвы, там делают жостовские подносы:
Кто смел раскинуть на подносе
Такие яркие цветы
Из под руки, как ветерки
Как стая ласточек взлетало,
Разбрасывая лепестки
Кипень цветочная.
Шестой купец (богородская игрушка):
В Богородске городке
Все гуляют на легке
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски
Потому что стар и млад
Все игрушки мастерят
Седьмой купец (матрешки):
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки
Воспитатель: Вот мы с вами прошлись посмотрели много изделий, но на ярмарке еще были разные игры. Я вам хочу такую предложить
Физ. культ минутка:
(играет музыка)
1,2,3,4,5 вышли дети погулять (шагают,
Остановились на лугу (остановились)
Дальше я быстрей бегу (бег на месте)
Лютики, ромашки, желтенькие кашки (наклоны)
Соберем вы вместе КЛАСС (руки поднять вверх)
Вот такой букет у нас (обнять себя за плечи)
Воспитатель: вот мы с вами и размялись. И продолжаю я свой рассказ. Народные промыслы- это маленькая частица народного творчества нашей огромной Родины и подошли мы с вами к уголку павлопосадких платков. А сейчас я вам хочу показать фильм о городе Павловский Посад, который расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы 68 км к востоку от Москвы. Где производят знаменитые на весь платки и шали, а поможет мне в этом киножурнал Хочу все знать!
Демонстрация фильма.
(слайды)
Воспитатель читает стихотворение:
Посмотрите на платок,
На платке расцвёл цветок!
Красный, жёлтый, голубой- удивительный такой!
Посмотрите на платок:
Вот зелёненький листок,
Завитки как кружева,
Словно мягкая трава.
На платке богат узор -
Цветом красок ярких, ярких
Лучше не найти подарка!
На белом фоне красивые розы
Лилии, маки, ромашки, подснежники
Ими повязаны девичьи головы
Глазки лукавые
Личики нежные
(показ слайдов с изображением платков и современной одежды с узорами павлопосадской росписи)
Воспитатель: А теперь наши девочки продемонстрируют нам платки.
Дефиле платков.
(камаринская музыка)
Первая девочка
Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах
Вторая девочка
Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.
Третья девочка
Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!
Воспитатель: Мы с вами посмотрели фильм, девочки вам продемонстрировали платки, А какой основной узор используют художники? (цветы, листья). Главные цветы- розы, но еще используют ромашки, васильки, лилии и иногда изображение птиц. На платках есть цветы собранные в букеты, а есть разбросанные по полю.
Воспитатель: А где располагаются цветы на платке (в центре, по сторонам, в углах).
Воспитатель: Мы с вами видим, что по краю платков есть бахрома (ее пришивают, а есть такие платки, где ее вяжут в ручную.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери платок»
(камаринская музыка)
Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили какие основные элементы используются в росписи платков, побывали на фабрике, где их производят. И я хочу вам предложить сделать свой платок, для этого мы с вами станем мастерами и мастерицами.
Воспитатель: Давайте подойдем к столу, я дома сделала заготовку платка (белая ткань, обшитая бахромой)
- Какой он формы? (квадрат)
- А чего не хватает, не пойму? (узора)
- Как располагаются цветки на платках? (в центре, в углах, по сторонам)
- Платок я закрепила на скотч к столу, чтобы было удобно наносить рисунок.
Воспитатель: Давайте разомнем пальчики
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветы закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель: Я показываю технику рисования, (но хочу вам напомнить, что при рисовании на ткани мы берем только краску и только чуть-чуть воды). Набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой. Дети рисуют (звучит русско-народная музыка).
По завершению работы, дети делятся впечатлениями.
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Вы бы подарили такой платок своим родным.