Елкей Умит Нуртуганкызы
Открытое занятие в подготовительной группе по развитию речи на тему русской народной сказки «Лиса и козел»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №25 «Солнышко»
Конспект
непрерывно - образовательной деятельности
по речевому развитию (развитие речи)
для детей подготовительной к школе группы №1
на тему русская народная сказка «Лиса и козел»
Провела:
Воспитатель Елкей У. Н.
Байконур
2023 год
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе по развитию речи на тему русской народной сказки „Лиса и козел“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку в «лицах».
Задачи:
Образовательная: Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки; подвести к пониманию, слов характеризующих движения героев.
Развивающая : Развивать умение продолжать начатый пересказ, передавать содержание как можно ближе к тексту, содержительно и выразительно сказку.
Воспитательная: Воспитывать интерес к жанру русской народной сказки, уважение к ответам сверстников.
Материал и оборудование: Иллюстраций картин, аудиозапись, мнемотаблица, шапки лисы и козла, обруч, кукла Женя, цветик-семицветик с отдельными лепестками.
1. Игровое упражнение «С добрым утором!»
Рано утром мы встаем, В детский сад скорей идем Говорить всем «С добрым утром!» Никогда не устаем Доброе утро, небо! Доброе утро, солнце! Доброе утро земля! Доброе утро, наша планета Земля! Доброе утро, наша большая семья!
2. Организационный момент
- Ребята, какое сейчас время года? - Какой сейчас месяц? - Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? - Правильно ребята, сегодня прекрасная весенняя погода: солнышко светит, птички поют, и конечно у всех прекрасное весеннее настроение.
- Молодцы ребята, а теперь присаживайтесь на свои места. 3. Артикуляционная гимнастика
– Давайте пожелаем друг - другу удачи и немножко отдохнем, настроимся на занятие.
«Любопытный язычок» Вот и вышел на порог, Любопытный язычок. «Что он скачет взад – вперед?» -
Удивляется народ.
«Хомячок» Язычком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка.
- Ребята, а какие литературные жанры вы знаете? (Стихи, загадка, пословицы – поговорки, сказка, рассказ, считалочки)
- Чем отличается рассказ от сказки? (Сказка - это выдумка, рассказ-это реальные события, произошедшие на самом деле. Сказка это то, что ты можешь придумать, а рассказ это то что происходит иногда по настоящему.)
- Правильно, а какие бывает сказки? (Народные и авторские)
- Чем отличается народные сказки от авторских?
4. Сюрпризный момент – Сегодня, к нам в группу с просьбой пришла девочка Женя, из сказки «Цветик -семицветик». Она рассыпала свои лепестки цветка. Бабушка которая подарила ей цветок сказала, что собрать их можете только вы. А чтобы собрать их нужно выполнить бабушкины заданий.
5. Задание 1 – Загадка. Это рыжая плутовка, Ловит мышек в поле ловко. Хоть похожа на собаку, Никогда не лезет в драку. Нет хитрей ее в лесу, И узнали мы… (лиса).
- А теперь слушайте вторую загадку. С бородой, как старый дед, В шубу теплую одет. Целый день траву жует, Никогда не устает. До чего упрям и зол Старый бабушкин… (козел)
- Молодцы ребята отгадали загадки. За это мы получаем первый лепесток, и прикрепим к цветку.
6. Задание 2 – Чтение р. н. с. «Лиса и козел» – Для того чтобы получить 2-й лепесток, вам нужно послушать русскую народную сказку.
– А как вы думаете, как называется сказка? – О ком были загадки? - Правильно, «Лиса и козел».
- В сказке, которую я хочу вам прочитать, есть некоторые не понятные слова, которые по смыслу и надо их сказать по другому : «на ворон зазевалась» - засмотрелась, «горюет» - печалится, «коли хочешь» - если захочешь, «от нечего делать» - от скуки, «прыгнул с дуру» - не подумал, «вон из колодца» - выйти, «насилу – то отыскали» - очень долго искали, с трудом.
- А теперь послушайте сказку (Аудиозапись включается)
- Я надеюсь, что все внимательно послушали, за это получаем второй лепесток и прикрепим к цветку.
3. Задание 3 – Вопросы по содержанию
- Для того чтобы получить следующий лепесток, вам нужно правильно ответить на вопросы. – Как называется сказка? («Лиса и козел») - Кто главные герои сказки? (лиса и козел) - Почему лиса упала в колодец? (на ворон зазевалась) - Что спросил козел у лисы и что она ему ответила? («- Что ты там лисонька поделываешь, отдыхаю голубчик») - Почему козел попал в тот же колодец, и что ему сказала лиса когда он запрыгнул в колодец? (Потому, что он хотел пить, а лиса его обманом заманила. «- Эх, бородатый, и прыгнуть – то не умел – всю обрызгал»)
- Как лиса выбралась из колодца? (Лиса вскочила козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца) - Чем закончилась сказка? (козла отыскали и вытащили из колодца) - Вам понравилась сказка? (да) - Молодцы ребята, за правильные ответы вы получаете третий лепесток, и прикрепим его к цветку.
4. Физминутка «Сказка» Много сказок есть на свете (дети шагают) Эти сказки любят дети (приседают) Про лисичку и зайчонка (имитируют движения) И про Машу с медвежонком, И семь беленьких козлят (руки в стороны, потом к плечам) Съесть которых волк был рад. А сейчас все вместе глазки закрывайте, И волшебные слова дружно повторяйте: «Раз, два, три, в сказку попади!» (движения по смыслу)
5. Задание 4 - Пересказ сказки по мнемотаблице
- А сейчас, я вам предлагаю послушать эту сказку еще раз, но слушайте внимательно. (Чтение сказки)
- Ребята, чтобы получить лепесток, вам нужно рассказать сказку по мнемотаблице. – Чтобы рассказать сказку нужно знать, что происходило в начале, в середине и в конце сказки. А поможет в этом схема к сказке. – Как начинается сказка? - Какое название можно придумать к ее началу? (Лиса в колодце) - О чем говориться в середине? - Какое название к ней подходит? (Глупый козел в колодце)
- Чем закончилась сказка? - Какое название к ней подходит? (Спасение козла)
- Теперь, расскажите сказку по частям с использованием красивых слов, чтобы вас интересно было слушать.
(Пересказ сказки детей по мнемотаблице)
- Молодцы ребята, и с этим заданием справились! За это вы получаете четвертый лепесток, и прикрепим к цветку.
6. Задание 5 – Пересказ сказки по картинкам
-Ребята, вы будете пересказывать сказку по картинкам. И за это вы получаете лепесток.
(Воспитатель вызывает для пересказа сказки 2-3 детей)
- Молодцы ребята, вы справились с заданием! За это получаете пятый лепесток, и прикрепим его к цветку.
7. Задание 6 – Инсценировка сказки
- Ребята, если обыграете сказку, вы получите следующий лепесток.
- Давайте, вспомним каким голосом лиса говорила? (Ласковым, нежным, мягким)
- Вспомните слова лисы, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. (Отдыхаю, голубчик, там на верху жарко, так я сюда забралась)
- А как лиса стала разговаривать с козлом потом? (Сердито, громко, грубо, гневно)
- Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась. («-эй, борода ты дурень! И прыгнуть-то не сумел, всю обрызгал»)
- А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.
- А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.
- Молодцы! Смогли показать характер лисы.
- А теперь пересказываем по частям. (Один ребенок начинает, а другой продолжает)
- А теперь давайте поиграем в театр, вы не просто дети, вы артисты.
- Распределяем роли и пересказываем по ролям.
- Молодцы ребята, правильно запомнили сказку. Получаете шестой лепесток и прикрепим к цветку.
8. Задание – Поговорка
- Ребята, существует такая поговорка «Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Как вы понимаете слово «ложь»? (не правда)
- Значит сказка – это не правда, придуманные события.
- А слово намек? (Указание на что-то плохое или хорошее) людям
- Добрым молодцам урок? (Совет молодым людям о том, что хорошо чему-то учиться, а что плохо приносит зло, чего делать стоит)
- Не всегда легко отличить хорошее от плохого, и сказка этому нас учит.
- Вот и разобрали смысл поговорки ребята. И за это вы получаете последний лепесток, прикрепим его к цветку.
- Вот и собрали все лепестки цветика-семицветика, и помогли девочке Жене. Давайте ей отдадим цветок, и попрощаемся с ней.
9. Итог занятия
- С какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Это сказка авторская или народная?
- Я очень вами сегодня довольна. Вы все молодцы ребята! На этом наше занятие подходит к концу. Всем спасибо за внимание!
Самоанализ воспитателя Елкей У. Н.
- Уважаемые коллеги, вашему вниманию была предоставлена непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группы №1, на тему р. н. с. «Лиса и козел», в возрасте 6-7лет, в количестве 13человек, которая была разработана в соответствии ФГОС. Цель: Совершенствовать умение детей пересказывать сказку в «лицах». Задачи: Образовательная: Закрепить умение отвечать на вопросы по содержанию сказки; подвести к пониманию, слов характеризующих движения героев. Развивающая : Развивать умение продолжать начатый пересказ, передавать содержание как можно ближе к тексту, содержительно и выразительно сказку. Воспитательная: Воспитывать интерес к жанру русской народной сказки, уважение к ответам сверстников. Материал и оборудование: Иллюстраций картин, аудиозапись, мнемотаблица, шапки лисы и козла, обруч, кукла Женя, цветик-семицветик с отдельными лепестками. Словарная работа: «на ворон зазевалась» - засмотрелась, «горюет» - печалится, «коли хочешь» - если захочешь, «от нечего делать» - от скуки, «прыгнул с дуру» - не подумал, «вон из колодца» - выйти, «насилу – то отыскали» - очень долго искали, с трудом. Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Части занятия располагались в логической последовательности и были взаимосвязаны между собой. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. При планировании открытого занятия учитывались возрастные особенности детей. Наглядный материал был подобран с учетом содержания занятия. Старались давать полный ответ, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали схема последовательности сказки. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в занятии. Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям. Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: игровой, словесно-логический, проблемный, самостоятельный наглядные, сюрпризный момент. Для снятия общего переутомления были проведены артикуляционные гимнастики, физкультминутки. Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей. Детям, было интересно, познавательно, они с удовольствием отвечали на вопросы, они были заинтересованы, активны. На занятии использовалось много, пособий, красочных, интересных. В течение занятия происходила смена видов деятельности: аудио сказка, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент, подвижная игра, динамическая пауза, артикуляционная гимнастика. Дети получили удовольствие от занятий. Замысел реализован, задачи выполнены. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно интересной т. к., мне удавалось удерживать внимание детей. Обогатить словарный запас детей удалось в полной мере. Удалось развивать слуховое восприятие. Хорошо была организована работа со схемами, играми,. Зрительного восприятия было наглядности достаточно. Длительность НОД составило 30минут, что соответствует нормам Сан Пин. Я считаю, что часть поставленных задач была выполнена хорошо. В целом поставленные задачи были выполнены. Спасибо за внимание!