Зинаида Зацепина
Открытое занятие «Сграффито»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка
План - конспект занятия с презентацией
в студии «Глиняная фантазия»
Тема: «Мир вокруг нас. И он прекрасен. Сграффито».
Занятие рассчитано на детей 9 - 11 лет.
(первый год обучения)
Педагог дополнительного
образования
Зацепина З. Д.
г. Липецк, 2018г.
Тема занятия : «Мир вокруг нас. И он прекрасен.
Сграффито»
Публикация «Открытое занятие „Сграффито“» размещена в разделах
Цели: развитие творческих способностей посредством работы с керамикой
Задачи:
- закрепить умения работать с керамическим пластом (изготовление тарелочки, плакетки);
- познакомить с видами монументальной живописи;
- учить декорировать керамику в технике сграффито;
- учить работать с трафаретами, шаблонами;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- развивать потребность в творчестве, воображение и фантазию; - воспитывать бережное отношение к животным (природе)
Оборудование, инструменты и материалы для занятия :
Для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, экран, образцы изделий, украшенных в технике сграффито
Для детей: глина двух цветов, рейки, скалки, иглы, ткани, баночка для воды, кисточки, шаблоны, трафареты, тычки, упоры для руки, заточенные палочки.
Новые понятия: сграффито, силуэт.
План занятия
1. Огр. момент - 1-2 мин
2. Беседа о сграффито
а) сообщение темы занятия - 1 мин
б) Сообщение о новой технике – сграффито – 7-8 мин
3. Объяснение последовательности практической работы 8 - 9 мин
4. Практическая работа 60-65 мин
5. Подведение итогов рефлексия 3-4 мин
Ход занятия
1. Орг. момент.
Проверка готовности к занятию.
2. Беседа о сграффито.
а) Сообщение темы занятия
- Мы вами сегодня познакомимся с техникой декорирования керамики сграффито, украсим тарелочку или пласт.
- Что же это за техника? Где она применяется? Где ее можно увидеть?
б) Сообщение о новой технике декорирования керамики
Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним о монументальной живописи.
Что к ней относится? (слайд 2)
К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись, мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.
- Что же это за техника сграффито? (слайд 3)
(Итал. sgraffito или graffito, букв. - выцарапанный) - разновидность монументально-декоративной живописи. Выполняется в два-три цвета специальными металлическими инструментами. Техника сграффито заключается в процарапывании рисунка по тонкому верхнему окрашенному слою штукатурки до обнажения нижнего, контрастно слоя. Или же в соскабливании отдельных участков нанесенных друг на друга тонких разноцветных слоев штукатурки.
- Откуда пришла эта техника? (слайд 4)
Древнейшие известные наскальные изображения – процарапанные контуры животных встречаются в пещерах Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая.
- Особый расцвет этой техники случился в 15-17 вв. (слайд 5)
• В XV-XVII вв. сграффито активно применялось в Италии для украшения фасадов. Именно оттуда эта техника пришла в Центральную Европу - Германию, Чехию, другие страны. На фото: греческая улочка на острове Хиос; Дом в австрийском Вайтра; Декоративное сграффито на доме в Зренянин, Сербия
- А как в России? Прижилась ли техника сграффито у нас? (слайд 6)
• В XX в. сграффито по-прежнему широко применялась в монументально-декоративном искусстве. Ими украшались торцы и фасады общественных зданий. Темы диктовались стилем советской эпохи — учёные, космонавтика, наука и просвещение, военная тематика. Эта техника не забыта и наши дни. На фото фасады школ. Минск
- Монументальную живопись сграффито мы можем видеть и сейчас на стенах зданий снаружи и внутри. Сграффито бывает двуцветным и многоцветным (слайд 7)
• Двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах процарапать слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом.
Такие росписи очень трудоемки.
- Мы все про стены и про стены… А к керамике это какое имеет отношение? Оказывается, этой техникой пользовались керамисты в глубокой древности (слайд 8)
• В древние времена сграффито использовали в керамике при изготовлении архаических ваз Этрурии и Греции. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки — инков и майя.
Работы современных керамистов (слайд 9)
- Посмотрите на экран и на нашу выставку. Что изображено на декоре? Деревья, облака, цветы, бабочки, рыбы, растения, птицы, животные. это все что нас окружает. Наш мир. И он прекрасен. Так называется наше занятие. Сегодняшнее занятие посвятим животным : домашним и диким, нашим Мурзикам и Шарикам… тем, которым живется хорошо или совсем не очень. Не зря же вы выбрали какое-то животное. Значит, вам есть что рассказать о нем. Может это бездомная дворняга, которую нужно устроить в приют или хорошие руки, или маленький котенок, которому нужно найти хозяина, может это птицы, которых необходимо подкармливать… а может это просто грациозное животное, которым вы восхищаетесь (Дети рассказывают о своем выборе).
- Итак, как же выполняется техника сграффито на керамике? (слайд 10).
1. Подготовка поверхности для сграффито
2. Нанесение рисунка
3. Выцарапывание
- А теперь рассмотрим подробнее этапы нашей работы (слайд11)
3. Объяснение последовательности практической работы
- Ребята мы с вами работали с пластами, можем сделать тарелочку.
- Кто может напомнить всем этапы работы?
- Какие инструменты необходимы?
- Правила техники безопасности.
Последовательность выполнения работы
• 1. Раскатать пласт.
• 2. Керамический пласт (вместе с тканью) переложить на тарелочку (слайд 12)
• 3. Ладонью осторожно нажать на середину пласта для того, чтобы он принял вогнутую форму (слайд 13)
• 4. Обрезать иглой лишний пласт (слайд 14)
• 5. Загладить края водой.
Тарелочка готова (слайд 15)
Правила безопасной работы с острыми предметами
Работай аккуратно, чтобы не уколоться и не обрезаться
Держи инструмент подальше от глаз, лица, острым концом от себя или вниз. Не отвлекайся во время работы
- Теперь посмотрите, как мы будем декорировать тарелочку?
Декорирование в технике сграффито
• 1. Выбрать бумажный силуэтный шаблон животного, которого изображаешь, поместить на тарелочку (слайд 16)
- Что такое силуэт?
Силуэт — одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, вдали, в тумане, видимые без деталей.
• 2. Аккуратно покрыть поверхность тарелочки глиной другого цвета (слайд 17)
• 3. Губкой (постукивая) убрать все неровности (слайд 18)
• 4. Иглой удалить бумажный шаблон животного.
При необходимости и желании подрисовать тонкой кистью детали (или процарапать) (слайд 19)
• 5. Дополнить изображение на тарелочке орнаментом. Можно процарапать элементы природы (дерево, облако, траву)
Вместо бумажного шаблона можно использовать трафарет (слайд 20)
4. Практическая работа учащихся.
5. Рефлексия. Подведение итогов.