Светлана Кондрашова
Открытое занятие с элементами сказкотерапии «Победи свой страх» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- психопрофилактика и психокоррекция детских страхов, неуверенности в себе методами сказкотерапии, психогимнастики.
- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями: мимикой, жестами, пантомимикой.
- развитие активного внимания, связной речи дошкольников через умение выразить свое мнение, умение выслушать содержание сказки.
- способствовать развитию эмпатии, навыков общения в коллективе сверстников.
- воспитывать доброжелательность, уверенность в себе.
Публикация «Открытое занятие с элементами сказкотерапии „Победи свой страх“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Ход занятия по сказкотерапии в средней группе:
– Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
1. Приветствие в кругу.
- Доброе утро ребята!
Очень рада Вас видеть!
Я Вам в глаза посмотрю
И приветливо улыбнусь,
И Ваших ладошек прикоснусь.
(Психолог поочередно здоровается с каждым ребенком взглядом, улыбкой, касаясь своими руками ладошек детей.)
2. Игровой этюд «Тень»
- Дети, сегодня я предлагаю отправиться в сказку-путешествие. Согласны? Я буду Вашей Феей, а вы будете моими добрыми волшебниками, помощниками. (Звучит легкая музыка).
Только Фея нас коснется
Сразу в сказку путь начнется
- Становитесь за мной на лесную тропинку, которая поведет нас в сказку, а там живут разные звери: зайчик, ежик, белочка, лисичка, мишка, волк. Моя волшебная палочка касается каждого из Вас и вы становитесь моим тенями:
Идем, как лисичка, которая несет цветочек,
Идем, как мишка, который несет мед,
Идем, как волк, который бросает камни,
Идем, как ежик, который ищет грибы.
Идем, как зайчик, прыгающий по лесу.
(Имитация выразительных движений, мимики названных персонажей)
3. Дидактическая игра «Какие они?»
Дети описывают черты характера сказочных героев :
Лисичка - сестричка (хитрая)
Мишка (трудолюбивый)
Волчище - серый - хвостище (злой)
Ежик – (добрый)
Зайчик - побегайчик (робкий)
Фея поднимает палочку и говорит:
- Прислушайтесь, кажется, кто-то шуршит под елочкой ( Прислушиваются все: пантомимика)
- Дети, да это маленький зайчик!
(Воспитатель достает мягкую игрушку зайчика из-за искусственного леса).
- Давайте познакомимся с ним! (Дети по очереди гладят руками зайчика).
- Наш зайчик хочет рассказать нам, какая история случилась с ним в лесу.
(Включается «таинственная» музыка, легкие аккорды)
- Давайте сядем поудобнее, чтобы послушать волшебную сказку.
4. Рассказывание сказки «Зайчик-победитель».
Утром Зайчик выглянул во двор и первым, кого он увидел, была Белочка. Звери с Белочкой дружили. И Зайчик тоже.
Но сегодня. Он посмотрел на Белочку - и его сердце забилось, хвостик задрожал от страха. На Белочке сегодня была шапочка с красным крестиком, белый фартук, а сбоку висела сумка с лекарствами. Это означало, что сегодня всем зверям она будет делать прививки.
Белочка была врачом. Она могла очень быстро добраться до любого зверя, даже когда зимой были большие сугробы и трудно было передвигаться по лесу, Белочка ловко прыгала с ветки на ветку, с дерева на дерево. Поэтому она своевременно могла помочь больному или сделать прививку здоровому зверьку.
Зайчик понимал, что прививки делать надо, чтобы потом не заболеть. Но он все равно боялся.
«Хорошо ежику, - дум, он, - он смелый и всегда идет первым на прививку. Приговаривает: «Я не боюсь уколов»
Зайчику очень хотелось быть таким, как Ежик. Но как!
От страха он решил спрятаться от Белочки; прыгнул под елочку, и она накрыла его своими большими лапами-ветками. Сидит Зайчик тихо. Вдруг шорох в траве, и у елки остановился Ежик. Он начал как-то странно себя вести то сильно напрягал, сжимал лаки, закрывал глаза, как-будто поднимал что-то тяжелое. И говорил: «Это я так очень боюсь!» А потом внезапно разжал лапки и начал медленно дышать и говорить:
-Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!
Зайчик от удивления аж начал громко икать!
Зайчик. - Я, и не знал, что ты Ежик, тоже боишься. Все считают тебя смелым.
Ежик. - А я и есть смелый. Потому что смелый не тот, кто не боится, - отвечает Ежик. А тот, кто может победить свой страх.
Зайчик. – Зачем ты напрягал лапки и все тело?
Ежик. – Потому что страх живет только в напряженном теле, а если расслабиться, то страх быстро покидает тебя, потому что ему больше негде жить. А еще страх очень боится смелых слов. Поэтому я и говорил:
- Я ничего не боюсь!
- Я тоже так хочу! – с завистью прошептал Зайчик. Ну, беги быстро, ищи Белочку и попробуй сделать, как я, - посоветовал Ежик.
Зайчик напряг лапки, сильно закрыл глаза, потом снял с себя напряжение, расслабился.
- Беги от меня, страх! Я ничего не боюсь!
И побежал искать Белочку, чтобы первым сделать прививку.
Не тот смелый, кто не боится, а тот, кто преодолевает свой страх.
5. Обсуждение с детьми содержание сказки.
- О ком эта сказка?
- С кем дружил Зайчик?
- Кем Белочка? Что она делала в лесу?
- Что вызвало страх у Зайчика?
- Как Зайчик решил избежать прививки?
- Правильно ли он поступил?
- Кого увидел Зайчик под елкой?
- Что говорил Ежик? Что Ежик посоветовал сделать Зайчику?
- Кто тебе больше всего понравился в сказке?
- Хотели бы вы быть похожими на наших герое? Почему?
- Случалось ли вам чего-то или кого-то бояться? Как вы себя вели? Кто помог вам преодолевать страх? Что вы чувствовали потом, когда все прошло? Расскажите, как радовалось ваше тело?
- Итак, дети, каждый из нас хоть иногда испытывал страх и это вполне естественно. Но надо учиться побеждать свой страх, как его победил наш Зайчик в сказке.
- Дети, а кого в сказке можно назвать смелым?
- Да, и Ежика, и Зайку, потому что они победили свой страх.
6. Упражнение «Я не боюсь»
- Дети, страх живет только в напряженном теле, а если расслабиться, то страх быстро покидает нас, потому что ему больше негде жить. А еще страх боится смелых слов : «Я ничего не боюсь!»
- Давайте попробуем это показать через выразительность движения и мимику: Психогимнастический этюд «Я не боюсь»
Дети с психологом выполняют:
Напряглись, ладони сжали в кулаки, затаив дыхание, а теперь расслабили все тело, руки, ноги и сказали поочередно.
«Беги от меня страх, я ничего не боюсь!»
7. Игра «Конкурс «Боюсек»»
Дети встают в круг, психолог даёт волшебную палочку рядом стоящему ребенку и он начинает рассказывать о том, кого и чего он боится; затем передаёт палочку по кругу, и все дети признаются в своих страхах. В заключении дети, взявшись за руки, проговаривают хором:
Страх, страшилка,
Брысь, брысь, брысь
Ты в смешинку
Превратись!
- А сейчас, давайте пойдем дальше по тропинке, время нам возвращаться в детский сад, и возьмем с собой зайчика, который победил свой страх.
Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось наше увлекательное путешествие? А что понравилось больше всего? Что запомнилось?
8. Ритуал прощания.
«Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.