елена стряпкова
Открытое занятие по знакомству ребенка с миром природы «Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Морские обитатели
Программное содержание:
«Познавательное развитие»
Создание условий для закрепления знаний у детей о морских обитателях : акула, дельфин, краб, медуза, осьминог, морской конек.
Публикация «Открытое занятие по знакомству ребенка с миром природы „Морские обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познакомить детей с морским обитателем Кит : его внешним видом, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания и поведения. Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей
«Речевое развитие»
Обогащать и активизировать словарь детей.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать заботливое отношение к морским обитателям.
«Художественно-эстетическое»
Развивать чувство прекрасного создавая композицию из морских обитателей.
«Физическое развитие»
Развивать мелкую моторику рук.
Сохранять и укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии (физминутка, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика).
Оборудование: Картинки с морскими обитателями, стаканы с водой,
трубочки, таз с водой, картинки раздаточные, мелкие фигурки морских
обитателей карандаши на каждого ребенка, сундук, ключи, замки,
аудиозапись шум моря.
Ход занятий:
Воспитатель:
Ребята посмотрите перед нами море, и кто-то вдалеке там виднеется. Как вы думаете кто это?
Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.
В море чудо-великан,
Он плывет из дальних стран.
Со спины его фонтан,
Кто плывет навстречу к нам? –
Дети:
Это кит.
Воспитатель:
А что вы знаете о ките?
Дети:
Он очень большой и у него на спине фонтан _
Воспитатель:
Ребята, Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Длинной он примерно как три стоящих в ряд автобуса, а весит больше груженого самосвала. Тело стройное, сильно вытянутое, Плавники на груди широкие и довольно длинные, а вот плавник на спине невысокий. У кита есть большой хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Голова приплюснутая с выдающейся вперед нижней челюстью. К челюсти кита крепятся много пар плотных пластин с бахромой - это китовый ус. Такие киты питаются мелкой рыбой. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. Кит дышит воздухом для этого он поднимается на поверхность и делает вдох через узкие ноздри на темни
Посмотрите, какого цвета тело кита? (темно-серая с голубоватым оттенком)
Воспитатель:
А кит к нам приплыл не просто так. он нам привез письмо от морского
Царя. Пишет, что он приготовил для вас сюрприз. Сюрприз лежит в сундуке
закрытым на 3 замка. Ключ от этих замков мы можем получить, если
выполним задание морского царя. Вы готовы выполнить задание и получить
сюрприз?
Дети:
Да! Готовы.
Воспитатель:
Задание 1 шкатулки (которую передал на морской Царь вместе с письмом)
Сложив картинку мы с вами узнаем морских обитателей.
(у каждого ребенка лежат разрезные картинки с изображением морских обитателей)
Воспитатель:
Внимательно послушайте, отгадайте загадку.
Плывут, играя и шаля,
Перед носом корабля,
Над водой мелькают спины –
Мчатся шустрые… (дельфины)
.
Поднимите руку кто сложил картинку этого морского обитателя?
Воспитатель:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Щупальца у нее и пузо.
Как зовут ее? медуза
Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).
Ее тело почти полностью состоит из воды и по виду напоминает желе. Формой туловище похоже на колокол или зонтик. Под этим колоколом расположен рот. Бывают разных цветов.
Воспитатель :
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской.? (морской конек)
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – ( рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).
У него изогнута шея, голова, похожая на конскую, рот трубочкой. Хвост у морского Конька свернутый колечком. Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.
Воспитатель:
От врагов он удирает
И струю чернил пускает.
У него же восемь ног
Кто же это? (осьминог)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).
Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Питаются мелкими морскими животными.
Воспитатель:
Зубы в пасти в три ряда.
Это целая беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - морской бандит. (Акула)
Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).
Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая) : Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
Воспитатель:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап,
Догадались? Это… (краб)
Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).
Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая) : Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Воспитатель: Давайте поиграем в краба, который выбрался из моря на берег и сидит под пальмой.
Физ минутка «А под пальмой краб сидит» Е. Железнова
Воспитатель:
Молодцы все ответили правильно! А вот и первый ключ
(достает со дна шкатулки).
В такой солнечный день хорошо посидеть у моря. Давайте закроем глаза и окажемся на морском берегу (слушают шум моря)
Воспитатель:
Но море не всегда бывает спокойным и ласковым. Иногда на море бывает шторм, буря. Давайте попробуем изобразить шторм.
Дыхательная гимнастика «Буря в стакане»
На столе стоят стаканы с водой и трубочкой, дети набирают воздух через нос
и выдыхают в трубочку. В стакане образуются бурлящие пузырьки.
Воспитатель :
Ребята, после шторма на берег моря выносит морских обитателей.
Задание№ 2
Давайте найдем их и поможем вернуться на дно моря. А заодно проверим, кто у нас самый внимательный.
Дети стараются найти фигурки морских животных в контейнере с крупой, называют их и кладут их в емкость с водой. (Выполняется под фонограмму звуки моря и крики чаек)
Воспитатель На дне таза находит второй ключ.
Воспитатель:
Ребята, у нас есть два ключа. Осталось выполнить третье задание морского царя и мы сможем открыть сундук с сюрпризом.
Задание № 3
Дидактическая игра «4 лишний» - найти морских обитателей, а лишних
вычеркнуть карандашом.
Воспитатель:
Ребята, морской царь заколдовал карандаши, чтобы мы не
смогли выполнить задание. Давайте скажем волшебные слова:
Пальчиковая гимнастика (с карандашом)
Царь морской - морей властитель,
Океанов повелитель!
Ты живешь в морской стране,
В темно - синей глубине.
У тебя богатств не счесть:
Чудо рыбки в царстве есть,
В сундуках полным - полно
Злата, жемчуг, серебро.
А на нас ты не сердись,
Лучше с нами подружись!
Воспитатель: Ребята, у нас получилось! Морской царь расколдовал наши карандаши. Теперь ими можно рисовать.
Воспитатель:
Василиса какое животное лишнее? Почему?
Дети:
Лишняя чайка потому что акула, дельфин, морская звезда это морские жители,а чайка живет на суше.
Воспитатель:
Вот и последнее задание мы выполнили.
Давайте вспомним кто к нам сегодня приплывал и привез письмо от морского царя?
Чем он питается?
Какие задания морского царя мы выполняли?
Каких еще морских обитателей вы сегодня видели?
Вы все очень старались. Мы заработали три ключа и сейчас мы посмотрим
что же за сюрприз приготовил нам морской Царь?
Воспитатель открывает сундук достает изображение морских жителей.
Морской царь подарил морских обитателей. Давайте расположим морских жителей на морском дне.
Коллективная работа - составление Панно «морские жители»
Какое красивое морское дно у нас получилось.