Карлышева Ольга Александровна
Открытое занятие «Путешествие пищи» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• сформировать понятие, что такое пищеварительная система, закрепить знания из чего она состоит;
• формировать у детей желание вести здоровый образ жизни.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами.
• Рассказать о пути, который проходит пища в организме человека;
• Закрепить представления о том, какая еда полезна, какая вредна для организма:
• Учить наблюдать за процессами пищеварения в ходе предлагаемых опытов;
• Учить делать соответствующие выводы, связывая процессы пищеварения протекающие в организме, с таковыми в ходе опытов;
Публикация «Открытое занятие „Путешествие пищи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
• Учить называть органы пищеварения.
Развивающие:
• Развивать любознательность, стремление узнавать о строении человека, о функциях внутренних органов;
• Развивать стремление бережно относиться к своему организму.
Воспитывающие:
• Развивать здоровые принципы питания;
Словарная работа:
Расширить пассивный и активный словарь дошкольников
• пищеварение;
• пищевод;
• желудок;
• тонкий кишечник;
• толстый кишечник;
• рот
Методические приё мы:
• Практический (опыты с шариками, водой, разной по вкусу);
• Словесный (беседа о пищеварительной системе);
• Наглядный (показ презентации – иллюстраций по теме, а также небольшой видеоролик о пути, который проходит пища, плакаты по дидактической);
• Игровой (обыгрывание «вопроса» о пищеводе, желудочном соке и желудке со спортивным «тоннелем»);
• Метод акцентирования на деталях (о тонком кишечнике);
• Метод интеграции видов деятельности (познавательный, исследовательский);
• Метод проблемного обучения («Пропал завтрак, который необходимо найти).
Оборудование: воздушные шарики, воронка, сухарики, вода, стакашки сахар, соль, спортивный «тоннель», канат, желтая ткань, слайд анатомический макет человека «Торс»
Ход занятия:
(Залетает Карлсон)
Карлсон: А вот и я! Вы узнали меня? А может поздороваемся?
Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
(Дети садятся на стульчики, полукругом)
А вы уже позавтракали? (Да)
Вот и я позавтракал… Вот моя тарелка, вот ложка… А где еда -O- (Начинает искать везде) Вы мне не подскажите, где мой завтрак?
(на случай если дети не ответят загадка)
Отгадайте загадку :
Все что мы положим в рот, попадает к нам в…. (живот)
Мой завтрак в животе, как в сундучке. В нем происходят чудесные превращения. А вы любите тайны? Я предлагаю вам стать моими помощниками и раскрыть тайну исчезнувшей пищи.
Нам нужно узнать о том, где побывал наш завтрак, после того, как попал в рот. Значит, проникнув туда, мы найдем дорогу, по которой ушла пища.
Загадка
- Если б не было его, не сказал бы ничего (рот).
- Для чего нужен рот? (ответы детей).
Рот – является первым этапом пищеварительной системы. Во рту пища измельчается, смачивается слюной, перемешивается.
Что у нас находится во рту?
Дети: Язык, зубы.
Карлсон: Какую работу выполняет наш язык?
Дети: Язык помогает разговаривать, участвует в пищеварении, помогает проталкивать пищу.
Карлсон: Язык определяет вкус продукта, т. к. пища разная на вкус. Какого вкуса бывает пища?
Дети: Горькая, сладкая, кислая, солёная.
Карлсон: Каждый участок языка отвечает за свой вкус. Сегодня мы на опыте «Угадай на вкус» будем определять вкус пищи (карточка-символ – язык).
(Дети встают подходят к столу с опытом)
Опыт 1. «Кто в твой домик» в гости пришел?» Посмотрите, у меня стаканчики с прозрачной водой, как вы думаете, одинаковая вода во всех стаканчиках? (ответы детей) Подойдите ко мне, возьмите по стаканчику вот с этого подноса (дети пробуют по глоточку соленую, сладкую, или кислую воду. Какая вода? (ответы детей) Чем же отличается вода в этих стаканчиках? (ответы детей) Правильно, вода разная на вкус - сладкая, соленая, кислая. Еще бывает горький вкус, очень неприятный.
Как вы определили вкус? На языке есть бугорочки которые определяют вкус продукта (это называется вкусовые почки языка).
Дети наклеивают на «Язык» картинки с разными вкусами продуктов.
Вывод: Язык определяет вкус продуктов. Нервные клетки живущие на кончике языка различают только сладкие продукты, на краях языка кислые, соленые, на корне языка горькие продукты.
Карлсон: А для чего нужны зубы?
Дети: Разжевывать и размельчать твердую пищу.
Карлсон: А как надо жевать пищу? Жевать надо тщательно, не торопится. Чем мельче будет пища, тем легче будет её дорога по организму. Есть такая поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». И сейчас мы с вами в этом убедимся. Продолжим наше путешествие и узнаем тайну исчезновения пищи. Из ротика по тонкой трубочке - пищеводу она улетела в маленькую пещерку. Вот такую, как на этом макете.
Игровое упражнение и физкультминутка в тоже время:
Посмотрите, ребята, на пол. Сейчас мы все станем пищей, а этот тоннель будет пищеводом. Не расходитесь…Вы все оказались в этом кругу. Давайте подумаем, куда же, пройдя по пищеводу, попадает пища? (в желудок) Желудок у каждого человека расположен сразу под ребрами. Потрогайте рукой. Нашли свой желудок? И у меня есть желудок вот здесь. А у тебя где желудок? Правильно. (Сверху накидывается желтая прозрачная ткань) В желудке есть специальная жидкость. Она называется желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет даже ее твердые частички. Всё, еда растворилась, и вы можете занять свои места и посмотреть на экран. (Вот наш желудок). Желудок- это мешочек с толстыми стенками. Когда мы голодны он какой?
Дети: Как спущенный воздушный шарик.
Сегодня мы на опыте убедимся «Как желудок наполняется и сокращается, переваривая пищу» (карточка-символ – воздушный шарик).
(дети подходят к столу)
Опыт 2. С воздушным шаром «Как желудок наполняется и сокращается, переваривая пищу».
Здесь вы видите воздушные шарики. Представим, что этот шар и есть наш желудок. Сейчас разделимся на две группы, красные значки наполняют шары сухариками, а зеленые наполняют шарики супчиком, бульоном (вода). Накидаем в него эти вредные, но такие вкусные сухарики. Потрогайте, каким стал желудок? (твердым, неровным, шероховатым) Трудно ему переваривать такую пищу -O- (ещё как). А в этот шарики мы нальем воды, бульончика, супчика. Каким стал желудок -O- (гладким, мягким) Ему легко?
(по использованию шарики положим в чашку)
В желудке есть специальная жидкость - желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет её. Когда еда в желудок попадает хорошо пережёванная желудку легче с ней справиться.
Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу, будто бы варит её. Вот поэтому этот процесс и называется пищеварением-варением пищи.
Вывод: Пищу всегда нужно тщательно всю пережёвывать. Плохо пережёванная пища плохо усваивается. Она может поранить стенки пищевода, желудка и кишечника.
Карлсон: Когда пища хорошо переварится, она переходит в другой отдел пищеварительной системы, который называется кишечник. Сначала переваренная пища двигается по тонкому кишечнику, а потом по толстому кишечнику. Наш кишечник длинный, как этот канат. (достаю канат). Давайте разложим его по группе. Вот какой длинный! (около 7 метров)
А как же он помещается в животе? (ответы детей). Кишечник походит на змею, которая свернулась в несколько раз. Давайте попробуем свернуть канат как кишечник. Посмотрите на макет. Правильно мы сложили?
Остатки ненужной пищи или отходы выходят наружу. Вот какой умный наш организм! Ничего лишнего у себя не держит!
В кишечнике впитываются из пищи витамины и питательные вещества. Видите, как сложно всё устроено! Для того, чтобы всё работало правильно, надо заботиться о нашем пищеварении. Сегодня мы убедимся на опыте «Что происходит в желудке?» (карточка-символ – стакан).
(Дети подходят к столу)
3. Опыт: «Что происходит в желудке»? Давайте посмотрим на опыте,
Опустим в ёмкость ложку соли. Что произошло? Растворилось!
А теперь ложку сахара. Что произошло? Растворился?
А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке (высыпаю в свою емкость ложку грязи (перец) грязь осталась.
А теперь давайте посмотрим, как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновая губка. А что случится, если вылить на поролон грязную воду? Выливаю, что произошло? Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь, что нужно делать перед едой?
Вывод: Если не мыть руки, грязь остается на стенках желудка и может привести к болезни. Поэтому следить, чтобы и продукты, которые мы употребляем, были чистыми.
Дидактическая игра
Карлсон: Предлогаю, вам поиграть в игру «Да - нет», для этого поделитесь на 2 команды по цвету ваших значков на груди: команда красных и команда зеленых. Команда зеленых работает с деревом, команда красных с мусорным ведром. Слушайте задание - если продукт, который вам покажу полезный, значит, команда зеленых его забирает и размещает на своем чудо-дереве, если же продукт вредный, команда красных помещает его в мусорное ведро.
Карлсон: Ребята, хотелось бы вам, чтобы ваш желудок был, как мусорное ведро? ( Дети: нет) А хотите быть большими и сильными, как дерево? ( Дети: да) Значит, какие продукты нужно употреблять в пищу?
Вывод: нужно есть только полезные продукты!
Картинка «Часы»
Карлсон: Что она означает? Почему полезно кушать в определенные часы?
Дети: в это время работает желудок.
Карлсон: Как называется первый утренний прием пищи? А днем? А вечером? (завтрак, обед, ужин)
Вывод: принимать пищу нужно в определенное время.
Итог проведенного занятия :
Карлсон: Ребята, давайте вспомним, какой путь проделывает пища, попадая к нам в организм, про какие этапы мы говорили? Какие новые слова узнали?
Дети: Рот, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.
Карлсон: Что мы сегодня с вами проводили? Зачем и почему мы это делали?
Дети: Узнали, как переваривается пища, какого вкуса она бывает и где располагаются внутренние органы человека.
Карлсон: Как одним словом можно назвать эту систему?
Дети: Система пищеварения.
Рефлексия:
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что больше всего понравилось?
- Что было тяжело?
- А что было легко?
Молодцы! Вы все отлично справились. Хотите ещё со мной открывать тайны нашего тела? Тогда до следующих встреч!