Полякова Яна Семеновна
Открытое занятие в рамках проекта мини-музея РЖД «Паровозик «Ромашково»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект мини музея РЖД, открытое занятие
МИНИ-МУЗЕЙ РЖД
Гуляем по музею
Это место, где мы можем увидеть предметы, книги, фотографии, рассказывающие об истории, о том, как было раньше и как стало сейчас. В музее можно узнать о знаменитых людях и их жизни.
И так далее.
Воспитатель.
Музей – это место, где хранятся и выставляются старинные и современные предметы и фотографии, а также вещи, принадлежавшие известным, прославившимся людям. По музейным экспонатам можно изучать историю.
Публикация «Открытое занятие в рамках проекта мини-музея РЖД „Паровозик „Ромашково“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Наш музей – железнодорожный, поэтому, как вы думаете, о чём он может рассказать своим посетителям?
Дети.
О железной дороге, о железнодорожном транспорте, о железнодорожных профессиях.
Воспитатель.
Ребята, а почему в нашей группе есть железнодорожный музей?
Дети.
Наш детский сад находится возле платформы «Лось» г. Москвы и поэтому нам очень интересно все узнать о поездах, и все о железной дороге.
Воспитатель.
А поможет нам в этом наш музей, в создании которого, кстати сказать, вы вместе с родителями принимали активное участие, пополняя его экспонатами.
Перед началом нашей экскурсии я хочу немного рассказать вам о правилах поведения в любом музее.
Итак, наша экскурсия по железнодорожному музею начинается.
И начнём мы самого начала – с того времени, когда не было ни железной дороги, ни поездов. Люди могли путешествовать только на лошадях. Дальние путешествия на лошадях занимали очень много времени: уставали и люди, и, конечно же, лошади. Лошадей приходилось постоянно менять. В карете, которую везли лошади, могло поместиться не больше десятка человек.
Но люди – это изобретатели. И вот уже вместо маловместительной кареты был придуман целый небольшой вагон, где могли сразу разместиться 20-30 человек. Вагон этот везли лошади, а, чтобы везти лошадям было легче, вагон поставили на рельсы. Так 200 лет назад в городе Лондоне, столице Англии, появилась первая в мире городская железная дорога с конной тягой. Называлась она конка (так называли и сам вагон, который тянули лошади).
Но конка ходила только по городу, а, чтобы попасть из одного города в другой, люди по-прежнему пользовались маловместительными и малоскоростными каретами. Это было долго и утомительно.
И люди продолжали придумывать, изобретать, чтобы улучшить средства передвижения.
И сейчас об истории железнодорожного транспорта нам расскажут дети нашей группы.
1-й ребёнок.
Как уже говорили, первой по железной дороге провезла пассажиров конка – вагон с людьми, который тянули лошади.
А уже в скором времени, и тоже в Англии, появился первый паровоз. Паровоз приводится в движение при помощи пара и воды. Чтобы нагреть воду и получить пар, разжигали огонь и сжигали в нём уголь. Уголь подбрасывал в огонь кочегар (была раньше такая профессия на железной дороге). Это был очень тяжёлый труд – бросать в огонь уголь. Ну а сам паровоз вёл машинист. Сейчас паровоз – это уже музейный экспонат.
На современной железной дороге его не встретить.
2-й ребёнок
Рассказ о тепловозе
Тепловоз «Termo» Р. Дизеля был построен в сентябре 1912 г.
6 ноября 1924 г. тепловоз Юэ-001 успешно прошел первые поездные испытания на участке железной дороги с шириной колеи 1524 мм под г. Штутгартом (Германия) и был принят к эксплуатации для выполнения грузовой работы международной комиссией, состоящей из представителей Советской России, Германии, Голландии, Великобритании и ряда других стран. В протоколе комиссии было следующее заключение: «Судя по результатам опытов над тепловозом Юэ-001, создание этого тепловоза и опыты с ним вывели идею тепловоза из стадии академического изучения и воплотили ее в формы, пригодные для несения регулярной товарной службы. Последний факт заслуживает быть отмеченным на страницах истории железнодорожной техники».
Другой тепловоз (серии Юэ-002) был построен также в 1924 г. в Петрограде по проекту и под руководством опытного инженера-электрика Я. М. Гаккеля. В изготовлении тепловоза участвовали Петроградские заводы «Красный путиловец» (ныне Кировский, «Балтийский судостроительный», «Электрик» и «Электросила». 7 ноября 1924 г. тепловоз совершил первую поездку по путям Октябрьской железной дороги.
3-й ребёнок.
Рассказ об электровозе.
В октябре 1938 г. завод «Динамо» имени С. М. Кирова закончил постройку первого в Советском Союзе электровоза однофазного тока частотой 50 Гц. Локомотив получил обозначение ОР22-01 (однофазный, с ртутными выпрямителями, нагрузка от колесных пар на рельсы 22 тс, № 01). Механическую часть электровоза изготовил Коломенский машиностроительный завод имени В. В. Куйбышева. Однофазный тяговый трансформатор для электровоза спроектировал и изготовил Московский электрозавод (затем стал называться Московский трансформаторный завод).
Трансформатор имел сетевую обмотку (на 20 кВ, тяговую обмотку, состоявшую из четырех секций, и обмотку собственных нужд для питания вспомогательных машин, и отопления электровоза. Охлаждение трансформатора было масляным, без принудительной циркуляции. Двенадцатианодный ртутный выпрямитель с сеточным регулированием напряжения был спроектирован и изготовлен Ленинградским заводом «Электросила». Выпрямитель охлаждался водой, которая циркулировала под действием насосов через воздушный радиатор; воздух через радиатор прогонялся вентилятором. При включении выпрямителя на сетках его анодов возникал отрицательный потенциал, создаваемый сеточным генератором. При наложении на отрицательный потенциал управляющих положительных импульсов аноды отпирались, возникала дуга и проходил силовой ток. Моменты подачи этих импульсов по отношению к полупериодам основного напряжения устанавливались с помощью фазорегулятора, положение которого менял рукояткой контроллера машинист. Сетки выпрямителя использовались также для защиты силовой цепи тяговых электродвигателей от перегрузок и коротких замыканий.
Воспитатель.
Правильно, молодцы.
Паровоз, тепловоз, электровоз – это локомотивы, машины, которые приводят в движение поезд.
А что такое тогда поезд?
Если к паровозу, тепловозу, электровозу, т. е. к локомотиву, прикрепить вагоны, то получится поезд.
Поезда бывают разные.
Какие вы знаете поезда?
Дети.
Пассажирские, грузовые, пожарные.
Воспитатель.
Кого везёт пассажирский поезд?
Дети.
Пассажиров, багаж, почту.
Воспитатель.
Что перевозит грузовой поезд?
Дети.
Грузы: технику, товары, машины, зерно и т. д.
Воспитатель.
Есть ещё поезда, которые помогают в тушении огня при пожаре, когда, например, горит лес рядом с железнодорожными путями или случился пожар на станции. Как мы назовём поезд, который прибудет на пожар? Какой он?
Дети.
Пожарный.
Воспитатель.
Да, и на нем прибудет пожарная команда.
А вот если сломается состав посредине пути, то на помощь ему приедет ремонтный поезд с мастерами, которые починят поломку.
Вот сколько много мы с вами узнали об истории железнодорожного транспорта и поездах.
Но что это? Кажется, кто-то стучится к нам в дверь?
Ребята, к нам пришёл гость.
Входит Незнайка.
Ребята, здравствуйте! Я Незнайка.
В вашем музее мне попались какие-то непонятные картинки. На них железная дорога, поезда, люди. А что это такое, я не знаю.
Ребята, помогите мне разобраться.
Дети, поможем Незнайке?
Рассмотрим иллюстрации и скажем, что на них изображено: правильно ведут себя люди на железной дороге или их поведение опасно для жизни и здоровья?
Дети рассматривают иллюстрации с неправильным поведением на железной дороге, рассказывают, что на них изображено и почему так нельзя делать.
Воспитатель.
Незнайка, на этих иллюстрациях неправильное, опасное поведение на железной дороге. Так поступать нельзя.
Теперь тебе всё понятно?
Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
Правила запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь – расскажи!
Незнайка.
Да, спасибо, ребята. Теперь я знаю, как нельзя вести себя на железной дороге.
До свидания, ребята, мне пора уходить.
Воспитатель.
Давайте попрощаемся с Незнайкой.
А сейчас пришло время размяться.
Физкультминутка.
Посидели, где придётся (приседание).
Притащили на вокзал
Очень толстый чемодан (наклон, достать пальцами носки ног).
Очень быстро мы бежали (бег на месте,
К поезду не опоздали (руки на поясе, повороты корпуса вправо-влево).
Всем билеты показали (вытягивать поочерёдно сначала правую, потом левую руку).
Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх).
Заняли места в купе (руки на поясе).
А уж поезд вдалеке (повернуться назад, помахать рукой).
Наша экскурсия по железнодорожному музею продолжается.
Но, кроме машиниста, на железной дороге есть ещё много важных и нужных специальностей.
И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай профессию».
Наши дети будут загадывать загадки о железнодорожных профессиях. Загадки эти непростые – они в стихах. Мы очень внимательно слушаем, а потом говорим, о ком идёт речь.
1-й ребёнок.
Предъявить свои билеты
Пассажиров просит он.
Полку нужную укажет,
Про дорогу все расскажет,
Чай душистый принесет
И в вагоне подметет? Проводник
Воспитатель показывает манекен проводницы, рассказывает об её одежде, показывает стаканы с подстаканниками в экспозиции, ж / д билет.
2-й ребёнок.
Стук летит из–под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а …. (машинист)
Воспитатель показывает фуражку машиниста, показывает иллюстрацию (а затем помощника машиниста).
Воспитатель.
А как называется профессия человека, который находится в кабине рядом с машинистом, помогает ему во всём?
Дети.
Помощник машиниста.
3-й ребёнок.
От вагонов до вагонов
Кто шагает вдоль перрона?
Кто за смазкою следит?
Каждый болтик оглядит?
Молотком коротконосым
По стальным стучит колесам?
И выслушивает их,
Словно врач своих больных?
Чтоб аварии в пути
Не могли произойти. Осмотрщик вагонов
Воспитатель показывает инструменты, нужные для работы осмотрщика вагонов, жилет, объясняет, для чего это надо.
4-й ребёнок.
Молоток в руках его
С длинной ручкой гладкой.
Для разбивки костылей,
Чтобы рельс лежал ровней
На стальной подкладке,
Ключ для гаек угловой,
Два флажка на поясе,
Чтоб сигналить поезду. Путевой обходчик
Воспитатель показывает инструменты.
Железная дорога работает в любое время года, в любую погоду должны поезда прийти вовремя на станцию и в любое время суток. И путевой обходчик в любое время дня и ночи должен обнаружить и устранить неполадку на железнодорожных путях. Сделать это ночью, когда темно, ему поможет фонарь.
5-й ребёнок.
Пропускает поезда,
знает все – кому куда.
Поезд примет и отправит,
зря на месте не оставит,
через станцию пропустит,
все запомнит, не упустит (дежурный по станции)
Воспитатель.
Флажки сигнальные, с помощью которых дежурный по станции даёт сигнал прибывающему или отходящему поезду.
Вот сколько много железнодорожных профессий мы знаем.
Профессий много на земле –
Кузнец, шахтер, художник.
Но, мы, решили лучше всех –
Конечно, железнодорожник!»
Итак, наша экскурсия по железнодорожному музею закончилась.
Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили.
Ответы детей.
Теперь вы самостоятельно можете пройти по музею, и поподробнее осмотреть его экспозицию (включить гимн Московской железной дороги).