Чеботарёва
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к культуре
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к культуре.
Цель: объяснить детям взаимосвязь человека с природой; закреплять знания детей о правилах поведения на природе, понимание знаков «Что нельзя делать в лесу»; способствовать познавательному развитию, создать положительный эмоциональный фон.
Задачи:
Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к культуре» размещена в разделах
1. Учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы. Закреплять знания детей об основных правилах поведения на природе.
2. Формировать интерес и бережное отношение к природе, к животным.
Развивать познавательный интерес к миру природы
3. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, желание заботиться о животных и птицах, чувства сопереживания и любви к миру природы, способность видеть ее красоту и неповторимость, стремление к правильному поведению по отношению к окружающему миру; Учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах.
Предварительная работа: рассматривание серии картинок «Правила поведения на природе» проведение д/игр «Найди пару», «Из какого материала сделано?», «Назови одним словом», «Раз, два, три – к дереву беги», просмотр познавательных мультфильмов о правилах поведения в лесу, рассматривание экологических знаков.
Оборудование: письмо в конверте от сороки и от огня, искусственный огонь, следы сороки из цветной бумаги, магнитная доска с магнитиками, цветы на полянке из бумаги, столы, пластмассовые дикие и домашние игрушки, картинки «Фермы» и «Леса», ауди и видеозапись звуков леса, сундучок, картинки с изображением экологических знаков.
Раздаточный материал: медальки, клей карандаш, салфетки, клеенки на стол для каждого ребенка, клей ПВА, детали экологического знака.
Ход занятия.
Обращение внимания детей на присутствующих гостей.
1. «Приветствие»
(Дети выстраиваются в круг.)
Утром Солнышко встает,
(Руки подняты вверх)
Всех на улицу зовет
(Сгибать руки в локтях к груди)
Выхожу из дома я:
(Показать рукой на себя)
«Здравствуй, улица моя!»
(Выпрямить руки в стороны)
Отвечаю Солнцу я
(Поднять руки над головой)
Отвечаю Травам я
(Опустить руки на ковер)
Отвечаю ветру я
(Поднять руки над головой и покачать ими)
Здравствуй Родина моя!
(Взять друг, друга за руки)
(Слышатся звуки зверей, птиц, из леса)
Пролетает мимо говорливая сорока, которая знала все и даже больше, о лесной жизни.
Сорока: Караул-Караул! Беда-беда! Помогите-помогите!
(сорока улетает, из клюва выпадает письмо)
Воспитатель: - Ой что это?
(Ответы детей)
(Зачитываем письмо)
«Кто- то вырубил наш лес
Письмо писали медвежата,
Этот лес – дом для зверей.
Очень просим вас, ребята,
Помогите нам скорей!»
Воспитатель: Кто же вырубил деревья?
Дети: Это плохие люди!
Воспитатель: Зачем они так поступили?
Дети: Что бы растапливать в избах печь!
Продать лес на переработку!
Воспитатель: Как вы думаете, в большом количестве можно вырубать лес?
Дети: Нет!
Потому что звери и растения погибнут!
(Дети замечают следы, что оставила сорока)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы можем помочь?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы готовы к новым приключениям?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие по лесу
(под музыку передвигается по следам сороки)
(звучит музыка природы, звуки насекомых)
Остановка «Мусор на цветочной полянке»
(На полянке расположены цветы, насекомые, и среди цветов разбросан мусор.)
Воспитатель: Давайте пройдем на поляну. Посмотрите, здесь красивые цветы.
(Дети становятся полукругом.)
Посмотрите, здесь красивые цветы распустились, бабочки летают.
Воспитатель: Скажите дети, что здесь не в порядке?
Дети: Здесь много мусора. Его нужно убрать.
Воспитатель: Давайте наведем порядок на поляне.
(Дети соглашаются)
Воспитатель: Я предлагаю очистить полянку от мусора.
(Дети собирают мусор и бросают его в корзину.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием, и на нашей полянке стало красиво, а главное чисто.
Воспитатель: Нам нужно двигаться дальше.
(Под музыку дети отправляются в путь по следам сороки)
Остановка «Огонь в лесу»
(Дети замечают в лесу огонь, который может погубить природу.)
Дети: Здесь огонь его нужно потушить!
Воспитатель: А для чего его тушить, пусть горит.
Дети: Он может сжечь весь лес, животные и растения погибнут.
Воспитатель: И как мы можем помочь?
(Дети замечают подсказку от огня)
(Воспитатель зачитывает задание.)
«Доброе утро, ребята.
Я ждал вас, и вот теперь вы здесь.
Я огонь, люблю все вкусное.
Меня можно остановить, но только при одном условии.
Я приготовил для вас игру.
Называется она «Слова».
Если вы найдете разгадку, то сможете победить меня»
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Слова»?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Станьте все вокруг меня.
Оглянитесь вокруг, представьте что мы в лесу и скажите, что вы видите?
Дети: Деревья, зайчика, пенечки, огонь, птиц.
Воспитатель: Давайте выберем одно слово и поиграем с ним?
(Дети выбирают слово)
Воспитатель: Огонь – какой?
(ответы детей)
- Яркий, красный…
Воспитатель: Огонь, Что делает огонь?
(ответы детей)
- Греет, горит, обжигает…
Воспитатель: Что вы можете сказать об огне?
(ответы детей)
- Огонь помогает человеку жить.
Воспитатель: Что нам дает огонь?
(ответы детей)
- Тепло, жизнь…
Воспитатель: Молодцы ребята!
Скажите, а чего боится огонь?
Дети: Воды!
Воспитатель: Почему огонь боится воды?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята смотрите!
Дети: Огонь испугался и спрятался!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Мы спасли лес от огня, а значит, природа будет жить, и радовать нас.
Воспитатель: Ребята мы прогнали огонь, но животные, что живут в лесу, разбежались, и их нужно вернуть обратно, но дело в том, что все дикие животные перемешались с домашними животными и наша задача отправить диких животных в лес, а домашних животных на ферму.
Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
(Стоят столы и стулья.)
(На столах разложены фигурки животных, на каждого ребенка.)
(На одной картинке изображен лес, а на другой ферма, рядом с картинками лежат фигурки домашних и диких животных. Вы каждый по очереди возьмете по одной фигурке и поставит ее возле правильной картинки)
Воспитатель: Я предлагаю вам стать за столы и приступить к заданию, а (Алина) проверит это задание и скажет верно ли вы справились с заданием. (Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Скажите, мы смогли спасти лес, животных, птиц и природу от беды?
Дети. : Да!
Воспитатель: Что мы для этого cделали?
Дети: Очистили полянку от мусора, прогнали и потушили огонь, вернули животных в лес.
Вопитатель: Правильно мы прошли большой и сложный путь, но нам пора отправляться домой. Теперь когда мы с вами много работали предлагаю вам сделать зарядку.
(звучит веселая музыка)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Воспитатель: Посмотрите, следы сороки нас снова ведут куда- то. Давайте пройдем по следам и посмотрим, куда же они нас приведут.
Куда нас привели следы? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках экологические знаки. Верны ли они? И что обозначают эти знак?.
(ответы детей)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать вокруг столов и сделать экологический знак для каждого из вас.
(Выполнение работы воспитателя и детей)
Воспитатель : За то, что вы показали хорошие знания, я хочу вас наградить медалями – «Друзья природы»
Рядом стоит волшебный сундучок, а в нем медальки.
(Дети награждаются медальками)
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение «Лесные правила» которое подготовили для нас Алина, Богдан и Арсений.
Лесные правила.
Если в лес пришел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Испугаются зверюшки
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать
Зря цветы не нужно рвать!
Из рогатки не стрелять
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают.
Здесь не нужно их ловить;
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось
Их покой побереги
Ведь они нам не враги.
Воспитатель: Природа дает нам все: и красоту, и чистоту, и продукты
питания, а человек, зачастую, обижает природу, ведет себя неправильно по отношению к ней. Так давайте беречь природу, и она нам будет благодарна.
Спасибо за внимание.
Список литературы
1. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет. Москва: Т Ц Сфера, 2011 – 86 с.
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
4. Римашевская, Л. С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата. : Учебно-методическое пособие / Л. С. Римашевская, Н. О. Никонова, Т. А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
5. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).