Татьяна Какалова
Открытое занятие «Вышивка атласными лентами. Сирень»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по теме: «Вышивка атласными лентами. Сирень».
Объединение «Хозяюшка»
педагога дополнительного образования МКОУ ДОД
Кантемировского Дома детского творчества, Воронежской области.
Какаловой Татьяны Григорьевны
Творческое название темы: Подарок маме «Сирень».
1. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Публикация «Открытое занятие „Вышивка атласными лентами, Сирень“» размещена в разделах
- Вышивание лентами, вышивка ленточками
- Вышивание, вышивка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Поделки из лент
- Сирень, кустарник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
1) формирование и развитие у школьников творческих умений и индивидуальных способностей;
2) воспитание уважения к народному искусству, способствовать развитию эстетических качеств личности;
3) формирование представления о разнообразных видах вышивки атласными лентами;
Задачи урока:
• познакомить учащихся с историей возникновения вышивки атласными лентами;
• научить ребят владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
• воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
• развивать моторику рук, глазомер;
• выполнить вышивку лентами;
Методическое оснащение урока:
1) Материально-техническая база:
• инструменты, приспособления: швейная игла, пяльцы, ножницы
• материалы: ткань для основы, атласные ленты шириной 7 мм сиреневого или белого цвета, нитки под цвет ленты.
2) Дидактическое обеспечение:
• рабочая тетрадь;
• дополнительная литература;
• учебно-техническая документация:
• образцы объектов труда.
2. Ход урока
1) Организационный момент:
• приветствие;
• проверка явки учащихся;
• проверка готовности учащихся к уроку;
• настрой учащихся на работу;
• доведение до учащихся плана урока.
2) Актуализация знаний учащихся .
Итак, сегодня мы начнём выполнять подарок маме – вышивку атласными лентами, «Сирень». Чтобы это изделие выглядело натуральным, необходимо вспомнить, что же это за растение, как оно выглядит.
Сирень обыкновенная - общеизвестный декоративный кустарник 4 - 6 м высотой с широкой кроной или небольшое деревце. Темно-зеленые листья у сирени весной распускаются раньше, чем у других кустарников и зелеными сохраняются до самых морозов, они сердцевидно-яйцевидной формы, черешковые. Все части растения имеют горький вкус.
Ароматные лилово-фиолетовые или белые цветки собраны в большие метелки на концах ветвей. Цветет в конце мая – начале июня. Плоды – крылатые семена, переносятся ветром.
Благодаря красивой листве, позднему и продолжительному цветению, ароматным цветкам, которым придают необычный вид далеко выдающиеся тычинки, нарядному осеннему убранству — заслуживает самого широкого применения в озеленении городов и поселков, в садах любителей.
Род сирени насчитывает около 30 видов.
Название сирени происходит от греческого слова 'syrinx' — трубка-это указывает на строение цветка. По другой версии — от имени нимфы Сиринга, превращенной в тростник, из которого бог лесов Пан изготовил пастушью свирель "сиринкс".
Чтобы сирень цвела у нас дома круглый год и радовала близких, постараемся выполнить её с помощью атласной ленты.
3)Изложение учителем нового материала:
Немного истории
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее ввезли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и его окрестностях насчитывалось около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли "летящие платья" с не застроченными складками на груди и многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах.
После второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
• Вводный инструктаж педагога: повтор используемых швов во время работы: французский узелок, французский узелок на ножке, ленточный стежок, ленточный стежок с завитком, прямой стежок. Работа по инструктивным картам.
Общие правила работы
1. Для вышивки сирени нам необходимы следующее инструменты и материалы:
Ленты, канва, иголки, нитки, ножницы.
2. Делаем отдельные цветочки и собираем их в кисть.
3. Нарезаем лету ш. 7 мм на кусочки длиной 7 см.
4. Складываем ленту на изгибы, на 4 части.
5. Иголкой с ниткой в тон ленты делаем наметки по этим частям, шов «Вперед иголка».
6. Опаливаем концы ленточек зажигалкой.
7. Стягиваем нитку и получаем цветочек, закрепляем концы цветка к середине цветка.
8. Рисуем на ткани эскиз ветки сирени.
9. Начинаем вышивать ветку с вершины ветки французским узелком на ножке, в один навив.
10. Пришиваем уже готовые цветочки на основу с помощью нитки и иголки за серединку. По краям ветки делаем узелки на ножке, ленточные стежки с завитком.
11. Расход лент на одну веточку 7 метров ленты, цветочков нужно пришить 100 штук.
12. Листики вышиваем обычным ленточным стежком с помощью иголки, формируя нужный лист, лента шириной 4 см.
13. Веточку вышиваем скрученным стежком.
Практическая работа: вышивка атласными лентами.
Инструктаж по технике безопасности.
• Самостоятельная работа учащихся.
• Физкультминутки.
1. Исходное положение – стоя, руки опущены. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.
2. Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок. 6-8 раз.
3. Исходное положение – стоя, руки опущены. Выполнить полуприседания на носках. Руки в стороны, вверх и вперед. 6-8 раз.
• Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы);
• Целевые обходы:
1. Контроль правильности выполнения приёмов работы.
2. Контроль соблюдения правил безопасной работы.
3. Помощь учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объёма и качества выполненной работы.
5)Подведение итогов урока учителем:
Выставка готовых работ.
Сообщение учителя о достижении целей урока.
Вручение переходящей медали» Мисс- рукодельница»
Домашнее задание: закончить работу над кистью сирени.