Елена Мельник
Конспект открытого занятия по развитию речи «Весна в картинах советских художников» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 г. Улан-Удэ»
Открытое занятие по развитию речи
«Весна в картинах советских художников».
средняя группа
воспитатель: Мельник Е. А.
г. Улан-Удэ
Апрель,2019г.
Открытое занятие по развитию речи
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Весна в картинах советских художников“ для средней группы» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
«Весна в картинах советских художников».
средняя группа
Цель: Познакомить детей с искусством советских художников. Продолжать учить детей составлять рассказ по картине по образцу воспитателя.
Задачи:
-учить правильно рассматривать и анализировать содержание картины, описывать колорит, называть цвета, используемые в работе художников, давать развернутый анализ картине;
-упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа;
-развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу;
-формировать эстетическое восприятие, эстетическое отношение к произведениям искусства;
-воспитывать любовь к родному краю.
Методы и приемы
Слушание, рассматривание, беседа, дидактическая игра, художественное слово, рассказ.
Словарная работа:
галерея, живопись, пейзаж, творчество, поэты, композиторы, художники, живопись, экскурсовод, передний, задний (план, половодье, грустно, радостно, вдалеке.
Оборудование:
Демонстрационный материал: репродукции картин :Исаака Левитана «Черемуха», Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Василий Бакшеев «Голубая весна», Исаак Левитан «Весна. Большая вода».
Аудио запись А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года, проектор,
презентация к занятию, план-схема для составления рассказа.
Раздаточный материал: «подзорные» трубы
(из белой бумаги).
Предварительная работа: Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март», подбор выставки картины пейзажной живописи о весне, чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц о весне, отгадывание загадок, целевые прогулки. Беседа о весне.
Ход.
1. Организационный момент
(Дети входят в группу)
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли много гостей давайте подарим им свои улыбки и поздороваемся.
А сейчас присаживайтесь на стульчики, и я предлагаю послушать музыку.
(Звучит музыка А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»).
-Как вы думаете, ребята, к какому времени года она относится? (к весне)
-Ребята, а вам нравится весна? (да)
-А чем вам весна нравится? (теплая, солнечная, цветущая, звонкая, веселая, радостная, набухают и распускаются почки на деревьях, можно пускать кораблики, солнышко светит и т. д.)
Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам выразить радость от встречи с весной. Улыбнуться. Показать, как вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
2. Мимическое упражнение «Радость».
Воспитатель: Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправится в путешествие в мир живописи и посетить нашу галерею. Вы помните, как нужно вести на экскурсии? (не шуметь и быть внимательными) Я буду вашим экскурсоводом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу выставку, какие замечательные картины нас окружают. К какому времени года относятся эти картины?
Дети: природа, деревья, дома, поля.
3. Дидактическая игра «Подбери картину по смыслу»
Воспитатель: а теперь послушайте стихи, как красиво пишут о весне поэты. Сергей Есенин написал такие строки:
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, к какой картине относиться это стихотворение (ответы детей)
Воспитатель: А почему вы считаете, что это стихотворение подходит к описанию этой картины (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Эту картину «Черёмуха» написал русский художник Исаак Левитан.
Воспитатель: Пройдёмте дальше. Ольга Костина иначе описывает весну :
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели, гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Воспитатель: Ребята,как вы думаете к какой картине относиться это стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: А почему вы считаете, что это стихотворение подходит к описанию именно этой картины? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Эту красивую картину написал русский художник Алексей Саврасов. А называется она «Грачи прилетели».
Воспитатель: А вот еще одно стихотворение Сергея Есенина:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, к какой картине относиться это стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: Почему? Почему поэт в своём стихотворении назвал берёзки сонными? (ответы детей)
Воспитатель: Этот пейзаж называется «Голубая весна», а изобразил его русский художник Бакшеев Василий Николаевич.
Воспитатель: Современный русский поэт Сергей Шевандин заметил ещё один признак весны.
Весна, половодье, земли островок.
Вода каждый час прибывает!
Раскинувши ветви, деревьев пяток
Вдали от него проплывает.
Логопед: Верно. Эта картина называется «Весна. Большая вода», а написал её Исаак Левитан. Давайте рассмотрим её подробнее (на экране)
Физминутка «Подснежники просыпаются».
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели. Движения выполняются
И на солнце поглядели. в соответствии с текстом
(На экране репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»)
Воспитатель: А сейчас ребята мы более внимательно, рассмотрим эту картину. Как мы это сделаем?
Ребенок: Посмотрим в подзорную трубу.
Дидактическая игра «Подзорная труба».
Воспитатель: Настраивайте свои подзорные трубы и посмотрите: Что вы там увидели? Внимательно рассматриваете? Выберете самые интересные места на картине (10 сек) Кто что увидел?
Ответы детей: березку, воду, небо итд.
Воспитатель: Хорошо, ребята, молодцы. Каждый увидел, что-то свое. И это замечательно.
Рассматривание репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая
А теперь давайте положим свои подзорные трубы ипосмотрим на картину. Скажите:
- Какое время года здесь изображено? (Весна).
-Как в поняли что весна?
-Почему вода вышла из берегов (снег растаял, воды в реке стало больше)
- Я хочу вас познакомить с новым словом половодье. Половодье бывает в апреле, весной когда снег уже полностью растаял и ручейки от растаявшего снега попали в ручейки. и они вышли из своих берегов.
-Что изображено на переднем плане? (размытый водой берег, рядом с ним лодочка, много воды, деревья, которые отражаются в воде)
-Что изображено слева? (часть леса, не размытая водой)
-Как вы думаете, почему вода не размыла эту часть леса?
-Что изображено в середине картины и справа? (деревья, которые утонули в воде)
-Какие деревья? (берёзки, ёлочка и осина).
-Что изображено на заднем плане? (старые домишки, утонувшие в воде и несколько домов на пригорке, которые уцелели).
-Почему некоторые домишки уцелели? Где они находятся?
- Как вы думаете, что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? ( Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)
Воспитатель: Ребята, скажите, что является главным помощником весны? (что же заставляет таять снег, небо становится голубым, набухать почки)
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Вот это солнышко пришло к нам в гости.
- Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.
10. Физкультминутка «Веснянка».
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(поднимают руки вверх)
Составление рассказа по картине.
Воспитатель: Ребята. мы уже картину с вами рассмотрели, и сейчас составим рассказ. Я начну, а вы продолжайте.
На картине художник Левитан изобразил реку во время разлива.
-Погода на этой картине. ясная, солнечная, теплая
- По голубому небу плывут белые облака, похожие на. барашков.
- На переднем плане я вижу голубую. воду.
-В ней отражаются. деревья.
-У берега стоит старая. лодка.
- Слева. лес, не тронутая вода
-В середине картины видны. берёзки.
-Вдалеке виднеются стоящие в воде. домики
-Когда я смотрю на эту картину, мне радостно (грустно, потому что пригрело солнышко и природа проснулась (потому что разлилась река и затопила лес и домики).
Рассказ 2-3 детей
Воспитатель: Ребята, расскажите, где мы с вами сегодня побывали?
-Что мы делали в галерее?
-Какие картины вам больше всего запомнились, понравился?
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать и охранять все живое).
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.